Пассажиры рейса до Пелопоннеса авиакомпании «Татарстан» за 14 часов испытали сразу два кошмара: сначала в небе, где запахло гарью и из ячеек над креслами вывалились кислородные маски, а затем на земле, где они вынуждены были сидеть в накопителе зоны вылета и пытаться хоть как-то узнать, когда же их отправят в Грецию. За всеми перипетиями этой авиационной драмы наблюдала «Фонтанка».
Рейс «Боинга-737» до Пелопоннеса вылетел из терминала Пулково-1, из которого уже давно отправляются не только внутренние рейсы, в 11.50 пятницы. Планировалось, что уже через несколько часов 150 пассажиров воздушного судна окажутся в курортной атмосфере расслабленности и неги. Однако вместо этого, как рассказали «Фонтанке» сами пассажиры этого судна, они на секунду попрощались с жизнями: через 40 минут после взлета самолет сильно тряхнуло и повело вниз, отчего у многих возникло ощущение, что судно падает. В довершение из ячеек над креслами выпали кислородные маски, а в салоне появился запах гари.
Правда, вскоре оказалось, что расставаться с жизнью еще рано: капитан судна объявил, что возникла неисправность в системе кондиционирования, и поэтому судно вернется назад. Конечно, «неисправность системы кондиционирования» звучит не так страшно, как «пожар двигателя» или «разгерметизация салона», однако, как рассказывают сами пассажиры, перепугались они изрядно. К тому же у некоторых возникла эмоциональная, но неизбежная ассоциация – в воскресенье в Татарстане затонуло судно «Булгария», а летят они самолетом авиакомпании «Татарстан»… Отметим, что, как рассказывают пассажиры, на борту находилось много детей, но они вели себя по-взрослому, не плакали и не кричали.
Около двух часов самолет с неисправной системой кондиционирования кружил над Пулково, вырабатывая топливо. Согласно данным электронного табло петербургского аэропорта, в 14.15 он благополучно приземлился в Петербурге. Казалось бы, все закончилось: теперь оставалось только дождаться запасного самолета, как это происходит во всех подобных случаях, и лететь к морю и солнцу.
Но – не тут-то было: для пассажиров наступил второй кошмар, на этот раз наземный. Символично, кстати, что на табло петербургского аэропорта поменялся пункт назначения этого рейса: теперь этот рейс стоял с отправкой из Петербурга и точно таким же портом прибытия. Дело в том, что пассажиры оказались зажаты в небольшом накопителе зоны посадки: для того, чтобы попасть в главное здание аэропорта или же выйти в город, нужно было пересечь государственную границу. Это было терпимо, если бы, например, им пришлось сидеть там час или два. Однако они провели там около 10 часов.
Как рассказывают сами пассажиры, атмосфера в зале накалилась очень быстро. По их словам, представители авиакомпании избегали встречи с ними, и никто не мог ответить на простой и ясный вопрос: «Когда прибудет запасной самолет, который увезет всех в Грецию?» Справедливости ради нужно сказать, что совсем без еды они не остались: их немного кормили и давали воду. Обстановка была настолько нервной, что в какой-то момент к пассажирам вышли даже представители топ-менеджмента Пулково, хотя понятно, что за этот хаос отвечают в первую очередь не они, а представители авиакомпании, связаться с которой «Фонтанке» так и не удалось - на сайте есть только телефоны казанского и московского офисов, где наотрез отказались "сдавать" питерских коллег.
Уже ближе к вечеру к заложникам «неисправности системы кондиционирования» и накопителя зоны вылета прибыли представители турфирм. Возможно, свою роль сыграло обращение нашей редакции к дежурному прокурору Северо-Западной транспортной прокуратуры с просьбой разобраться в ситуации, которая грозила перерасти в авиационный бунт.
В итоге авиакомпания «Татарстан» наконец-то сумела найти запасной борт, который прибыл в Петербург из Москвы и забрал пассажиров, прошедших через все круги авиационного ада, в Грецию. Это произошло около 2 часов ночи в субботу, спустя 14 часов после того, как люди зашли на борт первого, неисправного, судна.
От всей этой истории пострадали не только те пассажиры, которые должны были лететь из Петербурга: прилетев в Грецию, «Боинг» должен был забрать около 100 туристов, среди которых по иронии судьбы оказался корреспондент «Фонтанки». По расписанию, они должны были вылететь из Греции еще в 16.30 по местному времени (в 17.30 по московскому), однако теперь это произойдет только утром субботы, когда прилетит борт из Пулково. Правда, в данном случае россиянам было легче: когда стало очевидно, что задержка будет серьезной, их разместили в гостиницы. Как сообщили в Балтийской ассоциации защиты туристов, принимающая сторона оказалась на высоте - отели выбрала высших категорий.
Отметим, что задержка чартерного рейса по техническим причинам – это, к сожалению, частая ситуация для летнего сезона. В июне на 9 часов позже вылетел самолет до Анталии авиакомпании "Ютейр", на 4,5 – борт до кипрской Ларнаки компании "Россия", на 5 – до Болгарии Bulgaria Air. В июле на 5 часов позже улетел самолет до Родоса "Уральских авиалиний", борт до Варны все той же Bulgaria Air – на 6 часов.
А одна задержка вообще была вызвана тем, что у авиакомпании «Оренбургские авиалинии»… не было разрешения Росавиации на выполнение этого рейса. Как тогда объясняли представители авиационных властей, компания не имела допуска на выполнение перевозок по направлению Петербург – Хургада – Петербург, однако могла получить разовое разрешение. Для этого в Росавиацию нужно было подать заявку за 72 часа до выполнения рейса, причем речь шла о днях рабочей недели – выходные и праздники не учитываются. Несмотря на это, перевозчик подал заявку в пятницу, 24 июня, накануне выходных, а значит, разрешение могло быть получено лишь в среду, хотя самолет должен вылететь в ночь с воскресенья на понедельник, в 4.20 утра. В итоге Росавиация пошла навстречу компании и согласовала заявку в понедельник, хотя пассажиры улетели в Египет на 12 часов позже расписания.
Отметим, что, согласно действующим законам, пассажиры имеют право требовать от перевозчика компенсацию за задержку: для этого им нужно написать заявления на имя генерального директора компании с приложением билета; при этом нужно попросить представителей Пулково, чтобы на билете они поставили время фактического вылета. В дальнейшем, если перевозчик откажется платить компенсацию, нужно подавать на него в суд.
Об этом говорят и в Балтийской ассоциации защиты туристов: "Мы готовим первые иски против "Оренбургских авиалиний", в ситуации с которыми пришлось столкнуться с откровенным бардаком. Чем больше будет исков, тем больше шансов навести порядок в отрасли". Для туристов, оказавшихся в сложной ситуации, в ассоциации работает горячая линия - 971-81-35.
Андрей Захаров, Фонтанка.ру