Жители Колпинского района стали свидетелями необычной картины: инспекторы ДПС на семи автомобилях сначала блокировали машину инкассации, а затем поместили ее — груженую людьми и ценностями — на эвакуатор. «Фонтанка» попыталась разобраться в ситуации и выяснила, что, нарушив инструкцию, инкассаторам удалось предотвратить кровопролитие. Теперь водитель бронемашины — под следствием.
Обстоятельства произошедшего 17 июля инцидента теперь предстоит установить в ходе судебного следствия, которое ведется судьей колпинского мирового участка. По обыкновению, у двух сторон конфликта свое видение ситуации, но в одном фигуранты сходятся: все произошло 17 июля около 14.30 на Загородной улице на 21 километре у железнодорожного переезда. Инкассаторская машина Санкт-Петербургского филиала НКО «Инкахран», груженая ценностями, следовала в сторону Металлостроя. Объезжая припаркованный автобус, водитель-инкассатор выехал на встречную полосу движения. За совершенное нарушение ПДД бронированный автомобиль остановил инспектор ДПС, который потребовал, чтобы водитель вышел из машины и предъявил документы.
Согласно должностной инструкции, утвержденной Центробанком, водитель-инкассатор, следуя по маршруту, не имеет права останавливать транспортное средство на загородной трассе. Но даже если такое произошло, например, случилось ДТП, инструкция категорически запрещает не то что общаться с сотрудником правоохранительных органов, - выходить из машины нельзя. По правилам протокол об административном нарушении составляется на стационарном посту, после того как резервная машина заберет ценный груз. Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» водитель-инкассатор Георгий Громов, как только инспектор ДПС подошел к машине, тот сразу предложил проехать на стационарный пост. Однако страж порядка, по его словам, заявил, что стацпост сейчас не работает, поэтому разбираться будут на месте. Тогда Громов попросил подождать минут 15 - пока не придет машина, которая заберет груз, после чего водитель сможет принять участие в оформлении протокола — свою вину в нарушении он признает.
Судя по всему, такой вариант не устроил инспектора, так как страж порядка вызвал подкрепление. Как следует из рассказа Громова, на помощь прибыли не меньше 7 экипажей ДПС и 2 эвакуатора. Они блокировали со всех сторон автомобиль инкассации и заявили, что, если перевозчики денег не выйдут, машину увезут на штрафстоянку прямо вместе с ними и ценностями. Захваченные в «плен» сотрудниками милиции инкассаторы по рации связались с дежурным своей организации, который в свою очередь позвонил по «02». К железнодорожному переезду прибыл наряд ППС, который, поздоровавшись с гаишниками, покинул место происшествия. Оставшиеся сотрудники правоохранительных органов приступили к эвакуации. С первой попытки это не удалось — Громов дал задний ход, машина «мордой» уперлась в кусты. Вторая попытка увенчалась большим успехом, бронированную машину поместили на эвакуатор.
У находившихся в машине инкассаторов оставалось два выхода. Либо, в соответствии с должностной инструкцией, открыть стрельбу, либо нарушить правила. Учитывая, что место было оживленным (среди бела дня за происходящим наблюдали много зевак), а беспардонность действий неизвестных не оставляла сомнений в том, что это настоящие сотрудники правоохранительных органов, Георгий Громов выкинул через бойницу свои документы. После этого машину сняли с эвакуатора. Как утверждает водитель-инкассатор, только в этот момент один из инспекторов начал снимать происходящее на камеру мобильного телефона. Он спросил Громова, согласен ли тот пройти освидетельствование на наличие алкоголя в крови. Инкассатор громко и отчетливо произнес: «Да, как только придет перегруз (резервная машина. — Прим. ред.)», но, по словам Громова, милиционер не менее громко сказал на камеру: «Все слышали? Он отказался от медосвидетельствования».
Неизвестно, чем могла закончиться вся эта история, но, к счастью, около 15.30 подошла-таки резервная машина, которая увезла ценности. Инспекторам ГИБДД достались только автомобиль и водитель. Первый увезли на штрафстоянку, Громова доставили в 39 отдел милиции, где в отношении него составили сразу несколько протоколов об административном правонарушении: нарушение ПДД, неповиновение сотруднику, состояние алкогольного опьянения и наезд на инспектора ДПС. Громов утверждает, что последний протокол он в глаза не видел и уж тем более не совершал наезда. Сразу после того, как его отпустили, он поехал в наркологический диспансер на Боровой улице, где получил справку о том, что абсолютно трезв.
Машину инкассации забрали через несколько дней работники НКО «Инкахран». На момент публикации получить их комментарий «Фонтанке» не удалось, однако не исключено, что они будут предъявлять свои претензии к действиям правоохранительных органов. В ОГИБДД Колпинского района корреспонденту «Фонтанки» сказали, что так как конфликтная ситуация в настоящее время разбирается в суде, было бы неправильно что-либо комментировать. «Наш сотрудник наверняка действовал в рамках закона, в соответствии со своими должностными инструкциями», - заявили в 5 отделе Колпинского ОГИБДД.
Материалы административного дела были направлены на рассмотрение в 79 мировой участок. Первое заседание состоялось 18 июля, но было отложено в связи с тем, что сторона защиты потребовала вызова дополнительных свидетелей. Георгий Громов надеется, что многочисленные очевидцы произошедшего инцидента откликнутся и помогут ему доказать в суде виновность только в одном проступке — выезде на встречную полосу движения. Всех, кто стал свидетелем конфликта, Громов просит позвонить по телефону 710-49-66.
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»