На месте Невского института языка и культуры уже стоит жилой двенадцатиэтажный дом. Такой вывод можно сделать, почитав объявления о продаже квартир по этому адресу, которые появились на многих связанных с недвижимостью порталах. Между тем, двухэтажное здание бывшего детского сада, которое занимает НИИЯК, по-прежнему находится на собственном месте - на Большой Разночинной улице. В институте уверены, что появившиеся сообщения о продаже квартир — продолжение психической атаки, которую предпринимает против вуза строительная компания, имеющая виды на земельный участок.
Объявления с предложением приобрести квартиру в доме 29 по Большой Разночинной улице появились в июне на многих специализированных интернет-порталах — bn.ru, bsn.ru, liveproperty.ru, mirkvartir.ru, restate.ru и некоторых других. Рекламная кампания не ограничилась средствами Интернета, поддержали предложение и наружной рекламой — мачты фонарей уличного освещения на Большой Разночинной украсили плакатики с предложением квартир в построенном доме.
Покупателям предлагали широкий выбор — от однокомнатных до трехкомнатных квартир в двенадцатиэтажном доме. Будущим жильцам обещали спа-салон, детскую площадку и видовые панорамы. Стоимость при этом была соответствующая всем перечисленным благам жизни — за однокомнатную квартиру просили 6 878 000 рублей, за «двушку» - 7 878 000 рублей. Продавало квартиры агентство недвижимости «Невский альянс», застройщика продавцы не называют, но уверяют, что работают только с надежными компаниями.
Однако дома 29 по улице Большая Разночинная не существует: улица заканчивается двухэтажным зданием бывшего детского сада, номер которого 27. И именно этот домик и был обозначен стрелочкой на всех прилагавшихся к объявлениям о продаже схемах. Можно было бы предположить, что квартиры предлагаются в доме, строительство которого вот-вот начнется, но во всех объявлениях говорится о том, что объект уже сдан.
Корреспондент «Фонтанки» попытался прояснить ситуацию в агентстве «Невский альянс». Менеджеры по продажам вначале попытались заверить, что никаких зданий на Большой Разночинной в продаже нет и не было, но после того, как им прочитали текст объявления, отправились «уточнять обстоятельства». После уточнений выяснилось, что на Большой Разночинной, 29, здание есть, но «оно еще строится, и завершат его только через год». А уже построенный дом находится рядом — на Большой Зелениной. «И если Вы интересуетесь построенными объектами, то можете купить квартиру в нем», - заверил менеджер.
Между тем, никаких строительных работ на Большой Разночинной не ведется. На участке, где по словам продавцов уже полным ходом возводится новый жилой дом, по-прежнему находится Невский институт языка и культуры. И съезжать в ближайшее время не собирается. В институте уверены, что появившиеся объявления о продаже — один из способов психологического давления на сотрудников этого учебного заведения: на земельный участок претендует строительная компания «Приморский-Строй». Правда, ректор НИИЯК Марина Диброва выдвинула другую версию. «Видимо, застройщик рассчитывал, что еще два года назад выкинет нас с нашей территории и заранее проплатил размещение рекламы. А теперь выяснилось, что продавать нечего», - считает она.
«Одновременно с появлением сообщений о продаже, улицы запестрели наружной рекламой, сообщающей, что наш институт должен покинуть занимаемое здание», - добавляет она.
Диброва, по ее словам, направила обращения о незаконной рекламе несуществующего объекта недвижимости в прокуратуру и в администрацию Петроградского района. «Из прокуратуры мне ответ так и не пришел, - рассказывает она. - А в администрации сочли, что произошло какое-то недоразумение». Районные власти подтвердили, что заявление ректора НИИЯК получили, сомнений в том, что незаконную рекламу нужно демонтировать, у них не возникло (что и было сделано), но, поскольку история очень запутанная и началась довольно давно, то оперативно прокомментировать ее в обновленной администрации не готовы.
Спор между НИИЯК и строительной компанией «Приморский-Строй», претендующей на земельный участок на Большой Разночинной, 27, тянется с 2008 года. Как уже писала «Фонтанка», в 1998 году двухэтажное здание бывшего детского сада предоставила институту компания «Лентрансгаз», которая в свою очередь получила эту недвижимость в счет погашения задолженности города ГУП «ТЭК» за потребленный газ. Однако в 2008 году хозяева внезапно продали здание никому не известной организации «Приморский-Строй», которая на строительном рынке ничем себя не проявила. Уставный капитал этой компании составляет 10 тысяч рублей, в последние годы стопроцентным владельцем фирмы является офшорная компания, зарегистрированная на Кипре.
Примечательно, что незадолго до продажи здания по заказу ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости провело инвентаризацию земельного участка, в результате которой были кардинально изменены категория и вид разрешенного использования (в течение полугода целевое назначение земли менялось три раза!). К примеру, исчезло целевое использование земельного участка: вместо строки «для размещения объектов образования» появилась принципиально другая - «для размещения жилого дома».
Затем, в апреле 2009 года, земельный участок площадью 8439 квадратных метров, на котором расположено здание, был продан все тому же ООО «Приморский-Строй» за смехотворную цену - 181 тысячу 865 рублей. Причем в договоре купли-продажи участка, подписанного компанией «Приморский-Строй» с Фондом имущества, говорилось о том, что земля необходима фирме для использования своего недвижимого имущества – института языка и культуры, именно того, на чьем месте и должен появиться жилой дом.
Однако у НИИЯК заключил с прежним владельцем здания долгосрочный договор аренды, действующий до 31.12.2012. Ждать столько времени застройщик не намерен. Вначале новый владелец участка попытался в одностороннем порядке расторгнуть с Невским институтом договор аренды. Затем перешел к «боевым действиям», порой весьма нестандартным.
НИИЯК обратился в Арбитражный суд, первое слушание состоялось 8 июля. Следующее заседание назначено на 16 августа.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"