Найти экоприлавок с зеленым листом не составит сегодня труда. За последние несколько лет экологическая одежда перестала быть редкостью. Линии таких вещей есть и у Armani, и у H&M, а между тем, они находятся на противоположных концах ценовой шкалы. И независимо от цены покупатель за приставку «эко» на лейбле готов платить. Правда, выясняется, что более неудобного тренда, чем экофэшн, нет.
Найти экоприлавок с зеленым листом не составит сегодня труда. За последние несколько лет экологическая одежда перестала быть редкостью. Линии таких вещей есть и у Armani, и у H&M, а между тем, они находятся на противоположных концах ценовой шкалы. И независимо от цены покупатель за приставку «эко» на лейбле готов платить.
Правда, выясняется, что более неудобного тренда, чем экофэшн, нет. Экологические вещи стоят дорого, за ними часто трудно ухаживать, ткани не приспособлены для стирки горячей водой или в машинке. Вопрос: что же поднимает их на пик покупательского интереса?
На самом деле у экомоды очень серьезная подоплека. Это не только идейный тренд, за которым стоит концепция корректного и ответственного отношения к окружающей среде. Greenpeace приводит такие цифры: 20 % всех производимых в мире пестицидов и 22 % инсектицидов используются для обработки хлопка. Нетрудно сделать вывод, что на каждую хлопковую вещь приходится изрядная доля химии.
Причем хлопок подвергается воздействию, начиная с момента созревания, позже - при формировании хлопковых коробочек, которые обрабатывают от насекомых, и заканчивая уже готовым хлопком, который совершенствуют различными химическими присадками, увеличивающими гладкость и белизну.
Всплески экомоды
Впервые мода на экологический образ жизни появилась во времена хиппи. Многие экобренды были сформированы именно тогда. Новый всплеск интереса к экотеме случился в нулевых. Сегодня его связывают с обилием глобальных катастроф: цунами, землетрясений и т.п., заставившим обратить внимание на состояние планеты как живого организма.
Другим толчком стал экономический кризис. Каждый хоть раз, а скорее всего, гораздо больше, держал в руках пакет из переработанной бумаги. Кризис заставил людей думать о сбережении и экономии ресурсов.
Какой бывает экоодежда
Самая распространенная разновидность экоодежды – одежда из органических тканей. Органическим бывает не только хлопок, но шерсть и шелк. В случае с шерстью это обозначает, что животных не обрабатывали химическими составами, защищая от паразитов, а кроме того, шерсть не обрабатывали никакими веществами для стойкости к стирке. В случае с шелком – что тутовых шелкопрядов не обрабатывали допингами для усиленного роста и сам шелк впоследствии не «утяжеляли», то есть не обрабатывали нити составом, который позволяет сделать плотную, хорошо лежащую ткань.
Тем не менее, органический шелк и шерсть – большая редкость, в отличие от органического же хлопка. Если объем экохлопка от общего объема произведенного хлопка - это 0,1 %, то в случае с экошерстью это 0,0008 % от общего объема производства.
Вторая разновидность экоодежды – из ткани из легко возобновляемых и недифицитных ресурсов: бамбука, крапивы, водорослей, эвкалипта и конопли. Последняя - это вполне традиционное волокно, которое используют во многих культурах для тканей и веревок.
Самый же необычный вид экоодежды - из тканей и материалов, полученных путем вторичной переработки различных синтетических отходов: пластиковых бутылок, автомобильных шин. Сейчас именно это направление интенсивно набирает обороты. И если год-два назад в России можно было купить, пожалуй, одни только шейные платки, сделанные косметической маркой Lush, то теперь без труда можно обнаружить линию одежды и обуви, произведенную из синтетических отходов маркой Timberland, куртки из вторсырья у Chevignon, сумки всех мастей и любые предметы гардероба из вторичной синтетики у Stella McCartney.
Как распознать некорректную вещь
Интерес к органике спровоцировал появление огромного количества подделок. И почти все это - подделка органического хлопка. Например, проведенное на территории Германии журналистское расследование выявило, что большинство присутствующих на немецком рынке подделок - индийского происхождения, и соотношение поддельного и достоверного органического хлопка среди индийской продукции 65 % против 35 %. Так что для экоодежды вопрос подлинности – больной вопрос.
На сто процентов удостовериться в подлинности покупаемой вещи можно только по сертификату. Кое-что можно понять и вчитавшись в этикетку. Теоретически, на вшиваемых в изделия матерчатых бирках должна содержаться информация о материале, из которого он сшит, и все виды обработок, которым подвергался.
Три опасных метки
Как дешифровать этикетку? Различных пометок, которые могут быть сделаны на ней, – множество. Заучить их и, вооружившись этим знанием, ходить в магазин? Вряд ли возможно. Greenpeace рекомендует запомнить три самые опасные пометки на этикетках хлопковых вещей. Они должны насторожить, если вы не хотите купить подделку:
- "легкий в уходе", "не требует глажки" - означает, что вещь обработана уплотняющими ткань искусственными смолами, содержащими формальдегид;
- "мерсеризовано" - для придания блеска обработано раствором едкого натра;
- "отбелено" - это означает, что вещь подвергалась обработке хлором.
Экомода в России
Если количество брендов, выпускающих экоодежду в Европе и Америке, исчисляется десятками, то в России единицами. Это направление наши дизайнеры только начали осваивать. Препятствием для распространения отечественной экофэшн является высокая цена конечного продукта. Zara, H&M – эти монстры масс-маркета хоть и продают свои органические вещи дороже обычных, но благодаря тиражам предметов, которые исчисляются тысячами, могут сделать их цену в полтора-два раза выше обычной. В случае же когда речь идет о маленьком производстве, где тираж каждой вещи 10-50 штук, как в случае с российскими дизайнерами, снижать цену за счет тиражности не удается.
Об экомоде на российском рынке мы поговорили с Марьей Дмитриевой – художником и дизайнером, несколько лет посвятившим созданию бренда экоодежды.
Почему эковещи так дороги?
Мировая доля органического хлопка составляет 0,1 % от общего объема, что приводит к высокой стоимости сырья. Найти производителей, которые бы выпускали только эко-ткань (соответственно, имели бы такую чистую линию) довольно сложно. Это, как правило, фабрики, выпускающие и не "эко", но имеющие специальную линию в коллекции. Чтобы ткать экосырье, нужно: промывать весь ткацкий конвейер, на котором оседают вредные вещества от прядения промышленного хлопка, иметь нетоксичные красители (некоторые фабрики предлагают экоткани, покрашенные биокраской, - это действительно дорого), периодически проходить аттестацию на европейские экосертификаты и т.д.
В Россию такие производители на выставки не приезжают, свою продукцию не привозят - соответственно, чтобы закупить ткань, дизайнер должен сам отправляться в другую страну на экспо. Это еще удорожает изделие. Следующий пункт, поднимающий цену, таможня. Не любому таможеннику покажется нормальным состав ткани - 100 % milk (молочное волокно – одно из используемых для производства ткани. – Прим. ред.) . К этому надо быть готовыми и иметь возможность оперативно напрямую получать дополнительную информацию, если это потребуется. Далее добавляются расходы на доставку - если ваш производитель находится в Австралии, Японии или США - цена ткани значительно возрастает при прибавлении стоимости авиадоставки. Как бы там ни было, пока спрос будет оставаться невысоким, предложение будет вынужденно дорогим. Для снижения стоимости нужны большие обороты.
Минусы
Чаще всего стирать такую одежду нужно вручную, холодная стирка или химчистка (!), что заметно охлаждает любовь многих потребителей и, как следствие, дизайнеров к и без того не дешевым экотканям.
Прочность и носкость вещей из таких тканей (даже при правильном уходе) не всегда соответствует высокой цене изделий. Как пример, могу упомянуть свитера из кукурузы, которые нельзя даже намочить, однако же Армани их выпустил.
Экоткани нужно стирать только экопорошками, цена которых на порядок выше стоимости привычных "тайдов" и "ариэлей".
Тренд в России
Это явление сейчас находится в такой вот рискованной зоне, когда поверхностное увлечение может перерасти в серьезный интерес, или, наоборот, через некоторое время сойти на нет и заглохнуть. Как это, может быть, иллюстрирует пример с энергосберегающей лампой. В ее случае сначала победила экоидея, и лампу внедрили на государственном уровне, руководствуясь сбережением природных ресурсов. Но потом победило отсутствие интереса к развитию этой темы: когда оказалось, что утилизация лампы значительно дороже ее производства, поскольку лампа содержит высокотоксичные составляющие, соответственно, об экономии и "экологичности" говорить в данном случае не приходится. Вопрос «что делать с лампами» заглох.
Как бы там ни было, скажу, что в беседе со своей русской приятельницей, которая долгое время живет в Барселоне, я поинтересовалась, насколько силен тренд экостиля (одежда, еда, дизайн) в Испании - и вот что она ответила: «У нас не существует представления "эко - это модно", сегодня здесь НЕ модно все, что не эко».
Лиза Рукавишникова