Перспектива судебной тяжбы, которую намерены затеять петербургские эсеры, оспаривая «секретность» проведения муниципальных выборов «предназначенных» для Валентины Матвиенко, более чем сомнительна, говорят эксперты. Выдвижение губернатора они не смогут опротестовать хотя бы потому, что не участвуют в «конкретном избирательном процессе», а попытка доказать, что никто из жителей округа и политических сил не был проинформирован о сложении полномочий депутатов МО «Округ Петровский» и МО «Красненькая речка», может затянуться на долгие месяцы.
Напомним, что накануне Валентина Матвиенко, спустя три дня после окончания выдвижения кандидатов в МО «Округ Петровский» и МО «Красненькая речка», сообщила, что пойдет в муниципалы именно там. Мандат ей, как уже писала «Фонтанка», нужен для того, чтобы быть делегированной в СовФед – там для неё заготовлено место спикера. Эсеры почти сразу же заявили, что сойдутся в бою с губернатором, если не в округах, где не успели подать документы, то в судах. Между тем, в списках кандидатов зарегистрированных в обоих МО вместе с губернатором Петербурга, фамилии «справороссов» действительно есть, и эти фамилии – одни и те же.
«Фонтанка» решила узнать, насколько перспективна попытка оппозиционеров судиться с Матвиенко, если они и вправду пойдут на этот шаг. Как оказалось, юрист, глава администрации МО «Автово» Игорь Рулев, сомневается в успехе подобного разбирательства. По его словам, не имея выдвинутых от имени партии кандидатов в депутаты, избирательное объединение не вправе оспаривать чью-либо регистрацию.
К категории заведомо проигрышных дел Рулев относит и попытку опротестовать само назначение выборов, поскольку факт — сложение полномочий депутатами МС и, соответственно, потеря легитимности совета - состоялся.
«Единственный вопрос, который может быть у оппозиции - о том, что о выборах никто не знал — надлежащим образом не была обнародована информация. К сожалению, согласно законодательству, информацию о муниципальных выборах можно разместить в совершенно любой газете. Выбор за избирательной комиссией (ИКМО) - где хочу, там и печатаю. В Петербурге есть несколько газет, зарегистрированных под темные делишки, - пояснил он. - Аналогичная ситуация была в «Автово», когда вместо того, чтобы публиковать информацию в «Автовских ведомостях», тираж которых 18 тысяч экземпляров, ИКМО в течение двух лет печатала официальные объявления в неизвестном издании «От всей души». Потом представители комиссии приходили в суд, говорили, что лично распространяли газету, притаскивали из администрации района и из других госорганов письма о том, что «От всей души» лежали на стойках в их помещениях».
Тем не менее, как заявил «Фонтанке» депутат ЗакСа от «Справедливой России» Олег Нилов, партия намерена обращаться и в прокуратуру, и в Минюст, и к главе государства.
«Яблочники», вероятно, проконсультировавшись с юристами и осознав тщетность попыток судиться, остыли и сообщили, что пока ограничатся заявлением в горпрокуратуру с просьбой организовать проверку законности назначения выборов.
«У нас слишком мало возможностей получения доказательств, мы не можем вызвать должностных лиц в суд и т.д.», - посетовал член Бюро петербургского «Яблока» Борис Вишневский.
Для эсеров щекотливость ситуации создает участие в «тайных» выборах членов их партии. Таких среди «конкурентов» Матвиенко двое – наладчик железнодорожностроительных машин Октябрьской железной дороги филиала ОАО "Российские железные дороги" Анатолий Нечаев и гардеробщица эксплуатационно-хозяйственной службы в Аничковом дворце Наталья Сергеева. Оба, согласно данным опубликованным на сайте Центризбиркома, идут в качестве самовыдвиженцев. По идее, как самовыдвиженцы, они могли и не указывать партийную принадлежность, однако, как сообщили «Фонтанке» в ИКМО «Петровский», очень хотели разместить в агитационных материалах информацию о своем членстве в «Справедливой России», что и сделали.
«В качестве подтверждения своего членства в «Справедливой России» и ЛДПР заявившиеся кандидаты предоставили нам копии партбилетов. Кандидат вправе, если захочет, указать в своей биографии, где учился, где служил в армии, в какой партии состоял. Это его личное дело! А в графе «принадлежность к общественному объединению» написать то, что считает нужным», - рассказала «Фонтанке» глава ИКМО «Петровский» Лидия Клейменова.
На замечание о том, что, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав, претендент на депутатский мандат обязан получить официальное подтверждение о своем членстве в региональном отделении партии, в случае если указывает свою принадлежность к ней, представитель избиркома бросила: «Пусть судятся, возникают. Тут к нам в последний день приема документов — за 15 минут до закрытия комиссии - пришел член КПРФ: у него, правда, даже подписей собрано не было, мы ему отказали. Откуда он к нам залетел, не знаю».
«Чтобы указать членство в партии, нужно принести справку, заверенную партийной структурой, а к нам никто за этим даже не обращался, поэтому там, скорее всего, либо липовый документ, либо его непредоставление», - отрезал Олег Нилов.
Вторит эсеру и муниципал из округа «Екатерингофский», яблочник Александр Шуршев. Свою позицию он подкрепил ссылкой на статью 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, в которой говорится следующее: «кандидат вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, при условии представления вместе с уведомлением документа, подтверждающего указанные сведения и заверенного постоянно действующим руководящим органом общественного объединения».
«А как иначе? При выходе человека из партии, билет у него не изымается, - добавил он. - Мало ли как он его использует».
Вместе с тем, зампред Горизбиркома Дмитрий Краснянский продолжает утверждать, что ничего, кроме партбилета, для регистрации в качества «партийного» кандидата не требуется. «Для того, чтобы указать свою партийную принадлежность, справку у Миронова брать не нужно», - съязвил он.
Впрочем, фактическую принадлежность к СР и Нечаева, и Сергеевой подтвердили сами эсеры. Более интересен еще один конкурент Матвиенко, числящийся сразу в двух МО в качестве кандидата-жириновца Анатолий Дукул. Подполковник в отставке, прототип знаменитого Дукалиса из «Улиц разбитых фонарей», согласно информации, размещенной на сайте МО «Дачное», в данный момент… трудится помощником депутата ЗакСа, единоросса Виталия Милонова. Кстати, в муниципалы в «Дачном» он, в свое время, был избран как кандидат от ЕР.
У корреспондента «Фонтанки» состоялся с Милоновым следующий диалог.
- Соответствует ли действительности информация о том, что Дукул является вашим помощником?
- Он член ЛДПР.
- Хорошо. Повторю вопрос: имеет ли он какое-либо отношение к вам?
- Он член ЛДПР. Больше мне нечего сказать.
После тридцатисекундного разговора парламентарий положил трубку.
Помимо гардеробщицы, наладчика железнодорожностроительных машин и прототипа Дукалиса у Матвиенко в округе "Петровский" еще три конкурента: начальник организационного управления в ООО "Петербургтеплоэнерго" и двое сложивших полномочия, но передумавших отказываться от работы в муниципальном совете, «единороссов» - Вячеслав Матюшин и Михаил Субботин (о последних до сих пор нет информации на официальном сайте Центризбиркома).
Эсеры, правда, изучают еще возможность обратить внимание Минюста на скрытность проведения заседания президиума политсовета местного отделения «Единой России», на котором должны были выдвинуть кандидатов от партии на муниципальных выборах, в том числе и саму Матвиенко.
Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"