В июле 2011 года в пулковском филиале ФГУП «Почта России» стали застревать экспресс-посылки — адресатам приходилось ожидать до месяца, чтобы получить свою почту. Жалуются на работу предприятия и получатели обычных посылок и писем — иногда они доходят до них вскрытыми, иногда не доходят вовсе. Между тем, как выяснила «Фонтанка», модернизация почтовых услуг обойдется россиянам более чем в 100 миллиардов рублей.
Долгожданная экспресс-посылка
Начиная с первых дней июля, в редакцию «Фонтанки» поступают жалобы от петербуржцев, решивших воспользоваться услугами «EMS Russian Рost». Клиенты филиала ФГУП «Почта России» недовольны тем, что не могут получить свои экспресс-посылки из-за границы по несколько недель.
Одна из читательниц «Фонтанки» больше месяца ждала конверт с товаром, купленным в одном из интернет-магазинов Гонконга. «Я отслеживала дату отправления посылки на сайте почты Гонконга, - пишет она. - В уведомлениях о статусе было написано, что она отправлена в Россию 26 июня. Дальше я стала отслеживать посылку на сайте нашей почты. Через четыре дня, а именно 1 июля, она прибыла в Москву. Потом 7 июля — в Пулково. А дальше было написано, что посылка обрабатывается, и так до 26 числа, когда ее передали таможне. В итоге на руки я смогла получить её только 2 августа».
Доставка посылки из США другого петербуржца тоже затянулась. «Заказ из Америки прибыл в Москву всего лишь через 4 дня после отправки, - пишет читатель «Фонтанки». - А потом посылка простояла в столице и у нас в Пулково в общей сложности 26 дней!»
Сроки доставки экспресс-почты вызвали бурные обсуждения и у блогеров сайта edost.ru, где можно не только делиться впечатлениями от качества услуг почты, но и отслеживать свои посылки. Из-за большого количества жалоб администрация сайта даже разместила следующее объявление: «В связи с большими задержками при доставке международных отправлений, отзыв будет удален, если с момента отправки прошло менее 12 дней. Посетитель, оставивший такой отзыв, будет заблокирован! Уже заблокировано более 900 человек!»
Судя по сообщениям на форуме, дольше всего их посылки задерживают в ММПО в Пулково (место международного почтового обмена). «EMS Russian Рost» в курсе проблем в городском аэропорту. Как рассказали «Фонтанке» в пресс-службе компании, причиной почтового коллапса стала «неподготовленность таможенной службы», которая выделила для обработки посылок недостаточное количество сотрудников.
Для разрешения проблемы в Пулково почта направила дополнительных курьеров и операторов, которые, как заверили «Фонтанку» в пресс-службе компании, работали «круглосуточно и в выходные дни». По данным представителей «EMS Russian Post», сейчас почтовое отделение в аэропорту перешло на обычный режим работы.
«Но если таможня не введет график работы, позволяющий оформлять посылки круглосуточно, и не увеличит свой штат, то ситуация может выйти из-под контроля с учетом увеличения новогоднего потока», - отмечают в «EMS».
Таможенники же, в ответ, винят во всем почтовиков. "Объем корреспонденции, поступающей в АООП Пулково, увеличился до 5000-7000 в неделю. Связано это с тем, что ФГУП «Почта России», не уведомляя таможенную службу, окончательно перенаправило все МПО только на Пулково, исключив при этом ММПО Главпочтамт, несмотря на то, что и таможенники, и почтовики не обладают достаточным штатом сотрудников в ММПО Пулково. С целью разрешения сложившейся ситуации СЗТУ и "Почтой России" принято решение об увеличении числа лиц, занимающихся почтовой обработкой и таможенным оформлением за счет сотрудников Главпочтамта, и кроме этого рассматривается предложение таможенной службы о возобновлении оформления на Главпочтамте. Во избежание «почтового коллапса» необходимо увеличение штата и расширение производственной площади ММПО, а также четкое фиксирование объемов МПО, поступающих в АООП Пулково", - говорится в распространенном сегодня заявлении СЗТУ.
Напомним, что «Почта России» уже не в первый раз заявляет о некачественной работе таможенников. В марте прошлого года посылки из-за рубежа тоже «накрыл» коллапс. Пользователи сайта eBay.com сообщали, что не могут получить свои заказы больше полутора месяцев. В результате между крупнейшим форумом-аукционом и почтой разгорелся конфликт. Представители сайта даже грозились разорвать все отношения с российским предприятием, а своим клиентам eBay предлагал бесплатную помощь при составлении судебных исков.
Кстати, как и в прошлый раз, тему выплат компенсаций «жертвам» задержек «Почта России» не комментирует. «Фонтанка.Ру» отправила официальный запрос предприятию, но ответа пока нет.
Тем временем «EMS» продолжает поднимать цены на свои услуги. Новые тарифы вступили в силу 1 августа. Теперь, например, за посылку весом до 1 килограмма по европейской части страны надо будет платить на 30 рублей больше — 210. А в некоторых населенных пунктах стоимость внутригородской доставки возросла почти в два раза. Так, в Петербурге и Москве за посылку от 10 до 11 кг придется заплатить не 248 рублей, а 420.
Половина посылки — тоже посылка
Кроме массовых задержек посылок, в сети активно обсуждают надорванные конверты. Так, например, блогер «Живого Журнала» karasevdenis пишет, что регулярно получает вскрытые посылки из Болгарии. «Но все вложения, вроде бы, на месте. Мы обсуждали вопрос вскрытия посылок с коллегами из Болгарии и пришли к выводу, что это, скорее всего, делают в России», - предполагает автор сообщения.
У одного из читателей «Фонтанки» посылка из Америки тоже пришла вскрытой, но содержимого он в ней не обнаружил. «Купил на сайте eBay последнюю модель iPhone, - пишет читатель. - Пакет пришел вскрытым и было видно, что его пытались заклеить скотчем. Смартфона внутри не было».
Петербуржец написал соответствующую жалобу в своем отделении связи, но вернуть деньги за дорогостоящий товар ему отказались. Навстречу несостоявшемуся владельцу iPhone пошел сам eBay. После предоставления заверенных «Почтой России» документов о недостатке вложения в посылке, аукцион вернул полную стоимость покупки.
Чтобы обезопасить себя от таких случаев, более опытные горожане сейчас используют финские отделения связи, расположенные недалеко от границы. Например, в Лаппеенранте.
Доставка по России: заплати и пиши жалобы
Скорость доставки писем по России тоже взывает вопросы. Например, в этом году из-за задержки корреспонденции 300 иногородних абитуриентов опоздали с подачей документов в петербургские вузы. В ФГУП «Почта России» считают, что причиной неудач могло послужить неправильное оформление конвертов.
Когда «Фонтанка» проводила эксперимент с регистрацией на сайте госуслуг, корреспондент ждала письмо с кодом активации логина на портале почти четыре недели.
Напомним, что сроки доставки писем у «Почты России» строго регламентированы законом. Согласно постановлению правительства РФ №160 от 24 марта 2006 года, на доставку письма, например, из Петербурга в Калининград отводится 3 дня, в Москву, Псков или Нижний Новгород - 4, в Уфу или Ханты-Мансийск — 5, в Южно-Сахалинск или Элисту — 6 а в Читу или Горно-Алтайск послание будет идти неделю. По территории городов федерального значения письмо должно идти два календарных дня.
«Фонтанка» решила проверить, соблюдаются ли эти сроки и отправила два письма: одно из одного конца Приморского района в другой, второе — из Приморского района в Центральный. Послание было опущено в почтовый ящик в 9 утра (за два часа до выемки писем) 28 июля. Адресат в Приморском районе получил письмо 1 августа, а получатель в центре города все еще ждет почтальона.
На горячей линии «Почты России» корреспонденту «Фонтанки» посоветовали написать жалобу в отделение связи. Но нести ответственность за позднюю доставку никто не будет. «Сроки доставки, указанные на сайте, касаются только зарегистрированных писем (при этом на портале об этом ни слова). Поэтому получить компенсацию — 3% от общей стоимости пересылки — могут только те, кто зарегистрировал письмо», - добавили там.
Регистрация письма весом до 20 грамм стоит 15 рублей 92 копейки. Чтобы произвести эту процедуру, необходимо отстоять в общей очереди. Петербуржцы не понаслышке знают о том, сколько порой времени надо провести в отделении ФГУПа, чтобы отправить заказное письмо, заплатить за квартиру или получить пенсию.
Справка:
Бюджет ФГУП «Почта России» на 2011 год составил 14 миллиардов рублей.
В 2010 году оборот предприятия составил 105,4 млрд рублей, а чистая прибыль — 483 млн рублей. Выручка почты разделилась тогда следующим образом: 41% почта заработала на почтовых услугах, 37% - финансовые услуги, 20% - розничная торговля и 2% - экспресс-доставка. Сейчас на предприятиях проводится модернизация. По оценкам руководителя ФГУПа Александра Киселева, она обойдется стране более чем в 100 миллиардов рублей.
Валерия Петрова, Марина Алексеенко, "Фонтанка.ру"