Первому в Петербурге (да и в России) благотворительному магазину «Спасибо!» уже больше года. Некоторое время спустя в том же помещении на 9-й Советской улице, 22 к «Спасибо!» присоединился «Хорошоп», за минувший год оба магазина перечислили около 300 тысяч рублей на благотворительность – в помощь детям, страдающим пороками сердца, и бездомным. Теперь магазины будут выступать под одним брендом – «Спасибо!», реализуя множество интересных культурологических проектов.
Хотя уже сейчас это пространство – не просто интересный секонд хенд, но и место проведения концертов, акций, а теперь еще и киноклуб. Кроме того, свой гигантский опыт, который набрали организаторы за столь короткий срок, они «за спасибо» передают в другие регионы России и Украины. Родоначальник проекта Юлия Титова посвятила «Фонтанку» в свои достижения и планы.
Идею создания благотворительного магазина три петербургские студентки – Юля Титова, Зара Маликова и Даша Арсеньева подсмотрели в Британии. Кстати, там подобных точек несколько тысяч, в одном только Лондоне - около пятисот.
...Рука не поднимается вынести на помойку накопившиеся разномастные вещи, а до дачи далеко. Да и зачем это все на даче? Вы складываете все это богатство и везете в магазин на 9-й Советской улице, открываете ворота и попадаете в типичный петербургский двор. Налево – под симпатичным цветным козырьком вход в полуподвал. Здесь за ваши вещи вам денег не дадут, а просто скажут «Спасибо!».
Именно таково начало деятельности магазина «Спасибо!», помогавшего благотворительному общественному фонду «Детские сердца». Затем через стенку в том же доме появился второй магазин «Хорошоп», который работал с Региональной благотворительной организацией «Ночлежка». Как рассказала Юлия Титова, «разделение и изначально было условным, нам просто было много одного помещения, и рядом разместился «Хорошоп». Но мы всегда жили одной семьей. С другой стороны, магазин требует такого серьезного администрирования, к чему мы были не готовы. А администрировать два магазина вдвойне напряженно».
Разбор вещей, стирка глажка - в общем, предпродажная подготовка. Аеще постоянные посещения людей из различных общественных организаций - часть вещей не доходит до прилавка, а сразу распространяется на основах благотворительности напрямую. Но искренность и яркость в работе, которую петербуржцы не могли не заметить, а также четкая отчетность, ну и, безусловно, интерес журналистов к этому уникальному проекту сделали свое дело. Сейчас магазин уже распух от вещей. Юлия мечтает о втором:
- Мы активно занимаемся поиском помещения - наш магазин уже трескается по швам от вещей и от людей. К тому же, если найти помещение где-то поближе к метро, то наша эффективность была бы в разы выше, и мы гораздо больше могли бы перечислять благотворительных денег.
Мы пытаемся этот вопрос решать и через КУГИ, но пока не очень успешно. Кстати с КУГИ мы связывались, чтобы получить возможность льготной арендной платы, так над нами прямо-таки посмеялись, сказав, что мы должны проработать не менее 10 лет, получить статус социально ориентированной организации и только потом претендовать на попадание в реестр организаций, которые могут участвовать в конкурсах на право получения этой льготы.
Заинтересовались магазином даже в ОБЭП, вспоминает Юлия: «Нас вызвали в ОБЭП и попросили представить все наши документы, в том числе о пожертвованиях, перечислениях. Они все проверили и, сказав, что все в порядке, пообещали все же следить за нами. В общем, у нас было все кристально чисто, поэтому визит закончился хорошо».
«А так в целом мы подпадаем под большое число законов. Это законы и о продаже б/у вещей, и о торговле и еще многое чего - продолжает Юлия. - Поэтому этот год помимо собственно работы мы пытались еще себя идентифицировать. Сейчас мы работаем как ИП и думали сделать ООО. Но эта форма нам показалась настолько коммерческой - те же штрафы в 10 раз выше, чем для индивидуального предпринимателя. Потом мы мечтали стать НКО. Но поняли, что этого не вынесем. Но как у ИП у нас есть свои минусы. Нам постоянно присылают ссылки на гранты для НКО и все такое, но мы не можем участвовать в конкурсах с такой формой деятельности. Пока еще не разобрались с малым бизнесом - руки пока не дошли, может, и можно сделать малое предприятие».
И макулатура, и кино под открытым небом
И все же первооткрыватели «Спасибо!» вышли за пределы своего подвальчика. Юлия продолжает:
- Сейчас мы организовываем акцию с экологической организацией «Мусора больше нет» в рамках Всероссийского движения «Блогеры против мусора», и 6 августа мы будем участвовать в уборке пляжа Приморского района вместе с волонтерами и посетителями магазина.
Тогда же 6 августа у нас запланирована акция по сбору макулатуры. К нам хочет присоединиться «Дорожное радио». Они даже придумали призы для тех, кто сдаст больше макулатуры. Также у нас есть идея совместно создать зеленую карту организаций, которые активно сдают макулатуру, а не выбрасывают - типографии, офисы и другие организации - и как-то соорганизовать их в некое сообщество.
Причем любопытно, что многие из этих организаций, на которые мы уже вышли, вообще не знают, как и где сдать макулатуру, и мы даже выступаем в качестве экспертов в этом вопросе. Это круто, я сама чувствую, какие сейчас идут подвижки, как это постепенно становится модным - сдавать макулатуру.
Еще одна акция - социально культурологическая - начинается 4 августа в баре «Дюны» на Лиговском проспекте- под эгидой магазина здесь стартуют показы документальных и анимационных фильмов.
Как рассказывает Юлия, у проекта две изюминки:
- Во-первых то, что это будет происходить на свежем воздухе. Эта идея показала свою привлекательность на Кинофоруме, где были такие показы, и много зрителей пришло. На нашем показе можно сидеть в гамаках, на специальных ковриках. Ну а вторая изюминка - фильмы. Нам удалось достать фильм «Кровь в мобильном» датского режиссера и продюсера, где рассказывается о том, что в каждом мобильном телефоне находятся минералы, которые добываются в Конго. Но добыча и продажа этих минералов зачастую нелегальна, а средства, вырученные от этого бизнеса, идут на финансирование гражданской войны в этой стране. Мне посчастливилось побывать на показе в Датском институте, где я и познакомилась с продюсером, и он дает нам копию фильма для этого показа. Вероятно, что его нигде больше в России не увидеть. 11 августа тоже интересная история. На Кинофоруме я познакомилась с документалистом Тришей Риган – если все срастется, мы покажем ее фильм «Аутизм. Мюзикл».
Фильмы, которые освещают проблемы современного мира - общество, семья, экология -будут основой для уличных показов «Спасибо!». Юлия Титова рассказывает: «Так получилось, что вокруг нашего магазина собралась группа заинтересованных в кино людей. Мы даже организовали киноклуб прямо в магазине, когда к нам приезжали ребята из ВГИКа читали лекции и представляли фильмы.
Еще к нам приезжал Антуан Каттин - известный режиссер. Он показывал свой фильм «Мать» и рассказывал, как делать документальное кино. Посещала нас и Ирма Комладзе, которая также снимает документальное кино, в числе ее работ замечательный фильм «Цирк» об «Упасала- цирке». После общения с кинодокументалистами мы поняли, что в городе не хватает площадки для документального кино.
Винтажные платья и многоуважаемый шкаф
Мы с Юлией сидим на открытом воздухе в маленьком уютном дворике, где по правую руку из обыкновенных отработанных шин растут многочисленные цветы - за ними ухаживает дама с соседнего подъезда, а в «Спасибо!» продолжают идти посетители.
- Вы еще работаете?
- Да, у нас сегодня все по пятьдесят!
Сегодня был день распродаж, что здесь явление регулярное. В другие дни цены также демократичны. Все, что здесь продается, стоит от 10 до 500 рублей. Это явно импонирует покупателям, они знают, что их здесь не обманут. Но наши граждане, которые знают о таком благотворительном магазине, приносят порой и более дорогие или необычные вещи. Сейчас у организаторов магазина появилась идея продавать такой эксклюзив через Интернет. Юлия поясняет:
- Наша ценовая политика не может быть пересмотрена, с одной стороны, а с другой, мы могли бы больше денег направлять на благотворительность. И вот тогда у нас и появилась идея часть вещей продавать через Интернет. Вот взять, например Ирину - она берет из магазина вещи, которые в целом хорошие, но с небольшими изъянами, например, небольшая дырочка или еще что и просто их реставрирует, а потом возвращает в магазин. Она тратит столько сил, столько вкладывает творчества в это дело - в итоге получаются уникальные вещи в единственном экземпляре. Причем Ирина это делает как волонтер, не получая за работу ни копеечки! Их жалко продавать по 300 рублей.
В интернет-магазине как раз и будут представлены вещи ручной работы, дизайнерские изыски, ценные раритетные вещи. Я вспоминаю, как недавно я держала в руках книгу, изданную в Лондоне в 1803 году. Чудесная тисненая обложка, прекрасный переплет. И вот подобные вещи постоянно попадают к нам. Приносят старые книги, приносили коллекционный кинжал, приносят технику. Светлана Сурганова привезла помимо вещей профессиональное студийное музыкальное оборудование и так далее.
Здесь к нам подошла вышеупомянутая Ирина и продолжила перечень необычных вещей: «К нам приносят винтажные платья, одна женщина принесла несколько новых комплектов женского нижнего белья 50-х годов. Думаю, Ленфильм мог бы заинтересоваться. Было в продаже два телескопа, две огромных вязальных машины. Недавно принесли два кимоно».
Почему же граждане все это несут сюда? Ответ дал один из посетителей: «Квадратный метр жилья в Петербурге стоит 70 тысяч, а у меня в шкафу барахла явно меньше, чем на 70 тысяч»... Кстати был и сам шкаф - его принесли к порогу «Спасибо!».
«Упсала-цирк» присоединяется!
Подводя итоги за год, Юля отмечает, что сумма, а на благотворительность было направлено почти 300 тысяч рублей, могла бы быть и больше, но для первого года и это немало. Учитывая, что все расходы - аренду, коммунальные платежи - платят девушки сами: «Вот я сейчас за последние несколько месяцев должна заплатить 23 тысячи. Когда думаешь, что эти деньги могли бы пойти на благотворительность, становится жалко. И все эти выплаты складываются в серьезные суммы. У меня как-то в начале нашей работы отложилось в памяти, как мы перечислили нашим организациям «Ночлежка» и фонду «Детские сердца» 120 тысяч, а на текущие расходы, аренду, коммунальные услуги, электричество, налоги и прочее пришлось выложить 360 тысяч… такая вот арифметика».
Новый сезон магазина «Спасибо» начался с объединения, и так получилось, что это пошло на пользу не только с точки зрения бухгалтерии. В магазине сделали перестановку, все стало удобней и доступней и, как говорит Юлия: «У нас резко возрос поток посетителей, и мы за последние полтора месяца уже смогли перечислить на благотворительность уже 100 тысяч рублей. То есть динамика налицо. И я очень надеюсь, что по итогам второго года работы мы выйдем на совсем иные цифры. Мы рассчитываем перечислять на благотворительные цели уже не менее 100 тысяч в месяц».
Расширяется и круг организаций, с которыми сотрудничает магазин. Теперь к «Ночлежке» и «Детским сердцам» присоединился «Упсала-цирк», где безнадзорные дети становятся настоящими циркачами.
Андрей Рысев,
для Фонтанки.ру
Фото автора