Городские власти начали готовить почву для строительства огромной судоверфи на острове Котлин. В ближайшее время будет разработано две концепции с перспективой развития до 2020 года. Одна из них определит развитие всего судостроительного кластера на территории Петербурга, вторая будет касаться непосредственно ядра этого кластера — суперверфи в Кронштадте.
Разработку концепций заказал комитет экономического развития Петербурга. Предполагается, что документы будут готовы до конца года. По идее, положения концепций должны дать четкие установки городским властям по строительству инфраструктуры для будущих объектов судостроения.
Первая судостроительная программа будет включать, скорее, общие положения. Она определит центр этого кластера в Петербурге, границы его функционирования и необходимые смежные производства. Кроме того, городские экономисты хотят понимать, какие у будущего кластера будут партнеры в России и за рубежом и какие кадры нужно будет готовить в Петербурге для обеспечения функционирования производственных мощностей судостроительных компаний.
Многие ответы на поставленные вопросы можно получить уже из задания на разработку второй концепции, также заказанной КЭРППиТом. Ее суть должна сводиться к плану развития крупнейшего судостроительного предприятия на Котлине. Как известно, договор о строительстве суперверфи городские власти подписали с Объединенной судостроительной корпорацией в июне этого года в рамках Петербургского экономического форума. ОСК и партнер STX Offshore and Shipbuilding выступят инвесторами проекта, стоимость которого оценивается в 40 млрд рублей.
Городские власти взяли на себя обязательство обеспечить будущего производственного гиганта инфраструктурой, коммуникациями и рабочей силой. По данным КЭРППиТ, для успешной реализации проекта строительства судоверфи в Кронштадте городу необходимо улучшить транспортную доступность острова — с учетом притока туда до 5 тысяч человек ежедневно (именно столько рабочих рук потребуется ОСК на новой верфи). Само предприятие, как предполагается, будет нуждаться в электроснабжении — не менее 45 МВт, газоснабжении – не менее 20 000 м³ в час, водоснабжении - не менее 1300 м³/сутки и водоотведении – не менее 1160 м³ в сутки.
На строительство соответствующей инфраструктуры у города есть не так много времени. Инвесторы намереваются построить суперверфь всего за три года. И это с учетом того, что часть территории новой производственной площадки 50 - 70 га - будет располагаться на искусственном намыве, который планируется возвести в рамках реализации проекта.
Правда, у города также есть причина торопиться с воплощением амбициозного плана в жизнь. По проекту ОСК, на новую площадку должны переехать из центра города мощности Адмиралтейских верфей. Соответственно, освободится территория Ново-Адмиралтейского острова, которую можно будет использовать под строительство. По последним данным, там может появиться учебный центр СПбГУ.
Однако поскольку Адмиралтейские верфи загружены государственным оборонным заказом, они не намерены прерывать производственный процесс. Поэтому планируется, что переезд на Котлин будет плавным и постепенным. Полностью перевести производство на новую судоверфь Адмиралтейские смогут не раньше 2018 года. И то, если проект ОСК будет развиваться точно по установленному графику.
Небольшая часть Ново-Адмиралтейского острова, правда, будет освобождена гораздо раньше. Городские власти истребовали себе участок площадью 2 га. Эта территория будет использоваться для строительства Ново-Адмиралтейского моста, который соединит остров и центральную часть города с Василеостровским районом. Новую переправу подрядчик - ЗАО «Пилон» - должен построить за полтора года. После этого на капитальный ремонт закроют Дворцовый мост, находящийся в аварийном состоянии.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»