На театральной карте города появился новый адрес: Жуковского, 18. Именно здесь обрела, наконец, пристанище Лаборатория молодых режиссеров «On. Театр», открывшая за два года своего существования как минимум пять дееспособных постановщиков. Помещение площадью 500 квадратных метров требует серьезного ремонта, юные хозяева за неимением средств решили сделать его своими руками. Их энтузиазм горячо поддержал председатель Комитета по культуре Антон Губанков.
«Ориентируйтесь на Музей шоколада, видите арку, в которую КАМАЗ въезжает? Вот за КАМАЗом и идите», - объясняет мне по телефону руководитель Лаборатории Милена Авимская. А у двери уже встречает чарующей улыбкой Георгий Цнобиладзе: он семь лет назад поступил в петербургскую Театральную академию на актерско-режиссерский курс Льва Додина, а спустя пять лет вышел с дипломом актера — режиссерских дипломов Додин не выдал никому. Однако идеи стать режиссером Георгий не оставил, и, говорят, что в рамках проекта Лаборатории в Милане поставил весьма приличный спектакль по пьесе Данилы Привалова "Прекрасное далеко" (все восемь спектаклей того российско-итальянского проекта будут показаны в Петербурге, начиная с 27 сентября). Теперь вот Георгий Цнобиладзе репетирует в «On.Театре» другую российскую "новую драму" — нашумевшую в конце 90-х «Войну молдаван за картонную коробку» Александра Родионова. Аналогичная история произошла с однокурсником Георгия Дмитрием Волкостреловым. Волкострелов, правда, оказался более расторопным: за прошедшие два года после окончания института он поставил моноспектакль по пьесе Ивана Выпыпаева «Июль» и пару пьес Павла Пряжко, получил премию «Прорыв» за режиссуру, даже зарегистрировал собственный театр «POST», но в итоге все равно пришел в Лабораторию к Милене Авимской — договор о сотрудничестве заключать.
Так уж получается, что все начинающие режиссеры идут к Милене, больше некуда: из Академии, из «Кулька», с дипломами и без. Здесь они получают только одно - возможность поставить спектакль и выйти с ним к зрителям и критикам: на фестивале, который проходит раз в год, режиссеры предъявляют эскизы, которые обсуждает экспертный совет. Он же выносит решение о жизнеспособности будущего спектакля. Ну а дальше — как кому повезет. И уже есть те, кому повезло реально: упоминавшийся здесь Волкострелов получил приглашение в ТЮЗ, Мария Романова регулярно работает в Театре им. Ленсовета и в провинциальных театрах, Ксения Митрофанова ставит на разных площадках города.
Новое театральное помещение пока что больше походит на катакомбы военных времен, чем на театр: без сопровождения не пройти, руки-ноги переломаешь. Света тоже нет, но фонарик сопровождающего то и дело выхватывает из темноты юные, раскрасневшиеся лица. И все крайне целеустремленны и у каждого в руках строительный инструмент: штукатурная лопатка, валик для краски, etc. Ни дать, ни взять герои советских комсомольских строек. «Всего на ремонтных работах занято около пятидесяти человек, - говорит Милена. - Ежедневно работает человек десять». Причем, к режиссерам и актерам время от времени присоединяются драматурги — фотографии ударников Милена выкладывает в социальных сетях, выглядит впечатляюще. В юности за возможность высказаться можно многое отдать, что ни говори. Причем, высказаться в «On.Театре» можно, что называется, без купюр и во весь голос. Даже если режиссер, едва взяв в руки диплом, получит приглашение в стационар, там ему вряд ли удастся избежать диктатуры главрежа. «А тут у нас никакого художественного руководства», - с гордостью говорит Милена, имея ввиду именно диктатуру.
С одной стороны, это, вроде бы, хорошо. Примеров давления мастеров на неокрепшую душу и нервы художника-неофита замечено предостаточно. И все же отсутствие художественного руководства — это, пожалуй, главная серьезная проблема Лаборатории. Начинающим режиссерам не к кому обратиться с вопросом, некому указать на их явные ремесленнические ошибки. А между тем на этом этапе несколько вовремя и по существу заданных профессиональных вопросов, касающихся конкретного спектакля, и необходимость искать на них ответы может уберечь от корневых ошибок, создать базу для роста. Вообще-то суть любой лаборатории в том и состоит, что практикой человек занимается сам, но под опытным глазом мастера. И, как показала ставшая уже легендой режиссерская лаборатория Андрея Могучего, прошедшая прошлой зимой, иногда достаточно недели, чтобы новички с умом и талантом перешли на качественно новый уровень. Вон хоть у Волкострелова спросите, хоть у более опытного Бориса Павловича, принимавших в той Лаборатории активное участие.
Впрочем, Милена уверяет, что мастер-классы корифеев от режиссуры она тоже планирует, но в будущем. Сейчас — разобраться бы с ремонтом, открыться бы. Открытие намечено на 25 августа. В самом большом помещении расставят стулья, повесят осветительные приборы и сыграют «Галку Моталко» - спектакль о шокирующих буднях спортивного интерната: довольно страшный текст Натальи Ворожбит сыгран молодыми актерами легко и даже с драйвом, отчего катастрофичность содержания лишь усиливается. Спектакль этот для лаборатории «On. Театр» — нечто вроде мхатовской «Чайки»: с него начался успех первого проекта два года назад.
А пока суд да дело, журналистам выдали фартуки и краски. Правда — гуашь. Чтобы писать на стене исторические пожелания.
Наконец, в «катакомбы» приехал председатель Комитета по культуре Антон Губанков. Специально для начальства — да что там, практически крестного отца Лаборатории — в помещении будущего зрительного зала включили маленькую дежурную лампочку. В короткой приветственной речи г-н Губанков отметил, что пример такого строительного энтузиазма — беспрецедентный. На самом деле — не совсем. Год назад артисты Театра Поколений им. З.Я.Корогодского, изгнанные в период многим памятной противопожарной горячки из намоленного зала в Петропавловке, отстроили себе новый театр на Лахтинской улице. Впрочем, таких примеров чем больше, тем лучше. Это понятно.
Г-ну Губанкову также поручили и почетно-ритуальную функцию, которую председатель великодушно разделил с хозяйкой — Миленой Авимской. Каждый написал на листе бумаги свои мечты, связанные с данным проектом, листы запихнули в бутылку (пластиковую, найденную тут же) и замуровали в стену. Причем Антон Губанков сам нанес цемент на кирпич и сам же приладил его на нужное место. Причем, с видимым удовольствием. Угадала Милена: любит Антон Николаевич такие вот эффектные жесты — чтобы было, о чем рассказать и что потом вспомнить. Да и журналистам не скучно: председатель комитета по культуре в роли строителя — уже практически спектакль.
А Милена, уже за бокалом шампанского, еще и историю рассказала — из серии «такого не бывает». Приезжаю, говорит, в Москву, деньги искать на завершение ремонта. Вдруг, прямо на вокзале, звонит мобильник. Снимаю трубку - незнакомый мужской голос говорит: «Я слышал про вашу Лабораторию, видел ваши спектакли, хотел бы вам помочь. Как передать деньги?» Милена ему: «Вы сумасшедший?» Ну и так далее. Закончилось встречей в кафе и вручением на нужды молодых режиссеров 50 тысяч рублей в конверте. Мужчина, как утверждает Милена, смущался и прятал глаза. Не исключено, что, увидев в сети фотографию красивой женщины Милены московский бизнесмен просто хотел познакомиться, но все равно — эффектно ведь. Театрально.
Помогают, впрочем, не только бизнесмены. Коллеги по театральному цеху присылают с миру по нитке. Из ТЮЗа — линолеум, из «Приюта комедианта» - восемь софитов. А тот грузовик, что во двор передо мной въезжал, — это декорации списанных спектаклей Театра им. Ленсовета, под крышей которого лаборатория «On.Театр» начинала свое существование: утиль-сырье для вторичного использования, которому режиссеры куда как рады. А главное, что и сама аренда обходится крайне экономично — по социальной системе 0,1 процент. В месяц руководитель проекта Милена Авимская платит за все 500 метров 18 тысяч рублей. Словом, пока все складывается на редкость счастливо, как в хорошо сделанной пьесе, но этот проект - именно тот случай, когда цыплят надо считать по осени. И критерием его успеха станет количество профессиональных спектаклей и новых режиссерских имен. Так что — ждем.
Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»
Фото: Михаил Садчиков-мл.