В последний день лета в столице Финляндии открылся Дом музыки. Он строился 12 лет в самом центре Хельсинки, и в нем оказались реализованы все принципы новой культурной политики страны Суоми, ориентированной, прежде всего, на общедоступность и глобализацию. Впрочем, результаты превзошли самые смелые ожидания, так что и противники умолкли.
Музыка против конюшен
Аргументы противников грандиозного проекта общей стоимостью около 200 миллионов евро, сводились к трем проблемам. Одним не нравилось, что на государственные деньги, то есть, в частности, и на отчисления граждан в городской бюджет (например, за пользование телевидением – финны за это платят нечто вроде налога) возводится сооружение для исполнения классической музыки, то есть, довольно элитарного вида искусства. Другим – что прямо напротив помпезного здания парламента строится не слишком выделяющаяся на фоне городского пейзажа стеклянная коробка. Третьим – что сносятся исторические конюшни, которые городская молодежь облюбовала для игр, вроде петанка. Среди защитников конюшен был даже нынешний министр культуры и спорта Финляндии, господин Пааво Архинмяки (Paavo Arhinmäki): он ходил с транспарантами наряду с другими возмущенными гражданами – разумеется, до того, как занял пост министра.
Но по мере того, как Дом музыки строился – да еще при участии профессионалов мирового класса, таких как специалист по акустике господин Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota), проектировавший акустические системы Сантори-холла в Токио, Датского Концертного зала в Копенгагене, Концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Концертного зала Мариинского театра (Мариинки-3) в Санкт-Петербурге, - и превращался в проект мирового масштаба и уровня, сторонников у него становилось все больше. За два дня до открытия в Дом музыки по личному почину приехал маэстро Гергиев и, по словам г-на Тойоты, остался абсолютно счастлив. И его можно понять: это самая близкая к Петербургу концертная площадка высочайшего класса, и она на 600 мест вместительнее, чем Мариинка-3 - большой зал Дома музыки рассчитан на 1700 мест.
Мистер Тойота, в свою очередь, выразил восторги по поводу глобального подхода к созданию пространства для музыки. «Восточная музыка очень локальна, поэтому она меня меньше привлекает, а западная не имеет границ, и это отразилось при создании Дома музыки в Хельсинки», - сказал Ясухиса Тойота российским журналистам: из уст японца это прозвучало впечатляюще. Но понять, что конкретно он имел ввиду, стало возможно лишь при знакомстве с организацией Дома музыки и с его хозяевами.
Кто в Доме живет и как он устроен
Дом музыки – проект национального масштаба: около 50 процентов средств на его строительство поступило из бюджета государства, 28 процентов вложил город, остальное – нынешние хозяева: Государственный филармонический оркестр, Симфонический оркестр финского радио и Академия Сибелиуса (крупнейшее музыкальное высшее учебное заведение страны (1500 студентов, 400 сотрудников). То, что студенты и профессионалы сосуществуют под одной крышей – причем не на уровне небольшого юниорского коллектива под крылом мастеров, а равноправно, независимо, но планируя самое тесное взаимодействие, - само по себе уникально. Ректор Академии Сибелиуса Густав Дьюпшобака (Gustav Djupsöbacka) с восторгом, как об осуществившейся заветной мечте, рассказывал журналистской делегации и о том, как молодые дирижеры смогут стажироваться, работая с крупнейшими профессиональными оркестрами страны, и о других исключительных возможностях для студентов.
В здании Дома музыки, кроме большого, существует еще четыре малых зала, каждый на 50 мест: зал для камерного музицирования, для современной оперы, зал, называемый «black box» для самых различных экспериментов, включая джаз и фолк, а также зал для органной музыки с двумя большими и двумя малыми органами.
Кроме того, для концертной работы будет использован и «закуток» нижнего фойе, где легко устанавливаются 90 стульев. Также оборудованы удобные конференц-залы и аудитория для публичных лекций, оснащенная по последнему слову техники.
«И обратите внимание, как здесь тихо, а ведь буквально за окном идут поезда», - заключил господин Дьюпшобака. Действительно: составы пролетали за огромным окном бесшумно, как в немом кино, что создавало ощущение некоторой ирреальности происходящего. Понятно, что стеклопакеты нынче установлены даже в сельских школах, но все же столь полная звукоизоляция потрясает, как тишина в движущемся «Мерседесе» (образ придуман кинообозревателем «Фонтанки» Алексеем Гусевым). «Колоссальные улучшения», «новейшие технологии», - господин ректор словно бы не мог оправиться от позитивной психотравмы, связанной с осознанием всех возможностей, которые открылись перед педагогами и студентами. И журналисты из Германии, Британии, Австрии, Скандинавии, не говоря уже о российских, полностью разделяли чувства лектора. «Мы сами удивляемся, но к нам едет учиться все больше и больше зарубежных студентов – не только из Скандинавии, но и из Испании, Японии, Китая, Эстонии, России». На следующий день вице-мэр Хельсинки по культуре г-жа Туула Хаатайнен объяснила журналистам, что образование в Финляндии практически бесплатно и предполагает максимальную свободу для студентов: индивидуальные программы сдачи экзаменов и содействие любым творческим инициативам – ключевые принципы здешнего высшего образования.
То, что молодые люди смогут музицировать и экспериментировать в условиях приближенных к идеальным, в которых обыкновенно работают только профессионалы высочайшего класса – это одна позитивная сторона проекта, вторая – именитым оркестрам будет обеспечен постоянный приток новой крови, естественным, гармоничным путем.
Алгебра и геометрия на службе гармонии
Принцип гармонии и абсолютной открытости заложен и в архитектуре, и в социальной программе Дома музыки, о чем журналисты узнали на пресс-конференции уже непосредственно перед открытием и во время экскурсии по Дому музыки, которую проводили лично главный архитектор проекта Марко Кивисто (Marko Kivistö) и упоминавшийся уже главный специалист по акустике Ясухиса Тойота. Фамилию Кивисто, который победил, участвуя в конкурсе вместе с еще 242-мя претендентами, определенно, стоит запомнить, ибо этот молодой человек проявил уникальную способность сделать привлекательным, комфортным и функциональным каждый уголок пространства.
Парадная лестница, приводящая гостей от двери в самый центр огромного фойе, зависший над нею гигантский серебристый артобъект, словно приглашающий в Музей современного искусства Kiasma, который виден из окна верхнего фойе и гармонирует с Домом музыки в архитектурном решении, стеклянные стены репетиционных залов, провоцирующие здоровое любопытство к творческому процессу, ярко зеленые сидения-пуфики различных геометрических форм, дразнящие любителей поиграть в тетрис.
Та же геометрия – в дизайне стен залов: деревянные квадраты с причудливым орнаментом – вариант современной обшивки из дерева, необходимой для акустики.
Еще Марко Кивисто объяснил, отчего внешняя архитектура не отличается изысками: содержание, по идее дизайнера, должно быть привлекательнее формы. И в самом деле, прозрачные стены Дома музыки – этот тот случай, когда подглядывать не стыдно, а предписано, запрограммировано. Заглянуть, потом зайти – и уж точно найти что-то подходящее для настроения и личного вкуса в одном из многочисленных пространств.
Добравшись до сцены большого зала, Марко Кивисто и Ясухиса Тойота уточнили, что впервые встретились еще до начала строительства, 12 лет назад, чтобы дизайнерские идеи не пошли в разрез с требованием строгих акустических расчетов. «Этот проект, безусловно, главный и самый масштабный в моей карьере, для г-на Тойоты это, разумеется, не так», - сказал Марко Кивисто. «Так, именно так», - тут впервые японский гуру акустики весело рассмеялся: видимо, и его потрясла финская обстоятельность и дотошность. Для сравнения: над акустикой «Мариинки-3» г-н Тойота работал всего два года. Впрочем, мастер явно не считал последние 12 лет жизни напрасно прожитыми, столько доволен он оказался результатом. Чтобы продемонстрировать различия акустики в органном и, скажем, в камерном зале он пружинисто подпрыгивал и громко приземлялся. В органном зале звук словно взлетал вверх – там полностью воссоздана акустика католического храма, в камерном – обрывался резко и сухо. И везде пахло не химией, как частенько в новострое, а деревом, и это тоже проделки г-на Тойоты: в оформлении пространства по его требования использованы исключительно естественные материалы, и прежде всего - сосна, береза (для оформления сцены) и орех (для пола зрительного зала).
Что до социальной стороны проекта, то тут особенно впечатлили три пункта. Наличие концертов для возрастной категории от 0 до 3 лет (хотя, если вдуматься, что ж тут странного – еще в школе на уроках биологии все смотрели фильм о том, как хорошо растут растения под звуки Моцарта, а тут - дети) и отдельная программа для тинэджеров, в рамках которой запланирован, в частности, визит в Россию молодых американских композиторов. Наличие помещения для собак-поводырей, которые приведут на концерт невидящих людей. И, наконец, цены на билеты: от 5 до 15 евро.
При таком обилии впечатлений концерт-открытие стал лишь одним из эстетических потрясений. В крайних отделениях Оркестр финского радио сыграл Сибелиуса, а Филармонический оркестр – «Весну священную» Стравинского. Во время средней части вечера залом завладели студенты Академии Сибелиуса, продемонстрировав широченный спектр своих талантов – от игры на доисторический пастушьей дудочке до джазовых квадратов – а также акустических возможностей зала. Тут нужно сказать, что билет за 5 евро можно покупать смело: в самых верхних рядах слышно ничуть не хуже, чем в первом – проверено на опыте автором текста, да и господин Тойота лично поручился.
Так или иначе, можно с уверенностью констатировать, что в Финляндии появилась еще одна безусловная и универсальная точка притяжения – наряду с музеем Heureka, рядом крупнейших фестивалей, крепостью Савонлина. Эта точка - Дом музыки. И, кстати, теперь уже ряд центральных газет высказался резко негативно по поводу того, что упомянутый министр культуры и спорта не явился на церемонию открытия, которую почтил своим присутствием премьер-министр страны (президент Финляндии в момент открытия находилась в Монголии). Министр культуры, отправившийся на открытие чемпионата Европы по баскетболу в Литве, вынужден был давать комментарии – он утверждал, что предпочитает посещать концерты, а не церемонии. Журналисты, в свою очередь, выразили серьезные сомнения, что должность г-на Пааво Архинмяки позволяет ему быть столь избирательным.
Новая культурная политика, как и было сказано
В последний день пребывания в Хельсинки иностранные журналисты встретились с вице-мэром по культуре и средствам массовой информации г-жой Туула Хаатайнен. Она подтвердила, что приоритетом нынешней культурной политики страны станет общедоступность культуры. «Культура – это тот базовый сервис, который необходим людям для нормальной жизни», - сказала г-жа Хаатайнен. И перечислила основные направления развития культуры в Финляндии:
- привлечение молодых людей и людей пенсионного возраста;
- доступность культуры всем слоям населения вне зависимости от их достатка и места проживания;
- внедрение новейших технологий – прежде всего, в области информации, которая должна доходить до потребителей максимально быстро и качественно;
- создание целой «культурной инфраструктуры», базирующейся на взаимосвязи разрозненных проектов и учреждений;
- развитие визуальных искусств как наиболее демократичных форм культуры.
Тут же вице-мэр назвала два следующих проекта национального значения в сфере культуры: строительство современной национальной библиотеки недалеко от Дома музыки, рядом с редакцией главной национальной газеты «Helsinki Sanomat» («Хельсинкские вести») и строительство Музея Гуггенхайма: место уточняется, но вполне возможно, что он как раз и займет место останков конюшен у Дома музыки, которые теперь не называются иначе, как руины.
На руку демократизации культуры работает эффектная дата – в 2012 году исполняется 200 лет столичному статусу Хельсинки. Как рассказала журналистам Хилкка Хютонен (Hilkka Hytönen) – продюсер проекта – отмечать национальный праздник решено в течение целого года. Основные торжества пройдут на Союзной улице (Unioninkatu) – название которой предложил сам Александр I (чьим указом новый статус Хельсинки был закреплен), отклонив идею назвать улицу его именем. Над улицей от одного ее конца к другому протянется лазерный луч, а собственно праздник коснется всех отраслей жизни: от гастрономической – поедание традиционной еды, до общедоступных лекций по истории города, а также выставок, спектаклей, концертов. Подробный список мероприятий можно найти на сайте www.hel.fi/events, где с середины сентября появится и русская версия.
Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»
Фото: Хельсинки-центр в Санкт-Петербурге/Ирина Васильева, Pertti Nisonen, Ольга Погодина
P.S. Автор текста благодарит Паулу Катаямяки, специалиста Департамента по связям с общественностью и СМИ г.Хельсинки, Марью-Леену Пенгерма, переводчика, и Ирину Васильеву, сотрудника Хельсинки-центра в Петербурге за безукоризненную организацию поездки и исключительное человеколюбие.