Расследование трагедии под Ярославлем еще далеко до завершения, но чиновники уже сделали далеко идущие выводы: рынок решено очистить от небольших авиакомпаний. Ограничения на выполнение регулярных рейсов вступят в силу уже с начала следующего года. Эксперты убеждены в абсурдности установленных критериев и полагают, что такие меры приведут к удорожанию авиабилетов и турпутевок, но вряд ли повысят безопасность полетов.
По данным Министерства транспорта РФ, сегодня на рынке работает 130 авиакомпаний, тогда как 85 процентов регулярных перевозок осуществляют всего десять. Остальные работают преимущественно на местных воздушных линиях или выполняют чартерные рейсы.
Идею сокращения числа авиакомпаний уже поддержал президент России Дмитрий Медведев, по словам которого, на рынке должны остаться только перевозчики, которые «имеют силы и средства, чтобы обслуживать парк, привлекать квалифицированный персонал и платить ему достойную зарплату». А вице-премьер Сергей Иванов убежден, что «авиакомпании-«живопырки», которые владеют 2-6 самолетами, не должны работать на рынке пассажирских перевозок.
Без вины виноватые
Министр транспорта Игорь Левитин оперирует конкретными цифрами. «С 2012 года все авиакомпании, которые работают на регулярных маршрутах, должны иметь не менее десяти воздушных судов с количеством мест более 50, а с 2013 года – не менее 20», – заявил он.
В Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации) также убеждены, что небольшие перевозчики не надежны как с точки зрения безопасности полетов, так и исполнения обязательств перед пассажирами. Поводом для такого заявления стал крах авиакомпании «Континенталь» в июле этого года. «Росавиация выступает за скорейшее внесение изменений в сертификационные требования к коммерческим авиакомпаниям и считает, что к регулярным магистральным перевозкам пассажиров могут допускаться авиакомпании, которые имеют в своем парке не менее 20 однотипных воздушных судов. Именно таким средним количеством воздушных судов оперируют эксплуатанты, входящие в ТОП-15 российских авиакомпаний, выполняющих 90 процентов всех авиаперевозок. Все остальные авиакомпании должны быть переведены в разряд чартерных перевозчиков или не выполнять магистральные регулярные рейсы», – заявили в федеральном агентстве.
В Российском союзе туриндустрии (РСТ) не согласны с предложенными критериями выбора достойных работы на рынке перевозчиков. «Важно не количество самолетов, а их состояние, а также качество работы авиакомпании – убеждена пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. – Можно ведь иметь и двадцать «раздолбанных» воздушных судов. Вообще для нашей страны при ее просторах нужно много авиакомпаний, в том числе небольших, необходимо развивать малую авиацию. Ведь в некоторые отдаленные уголки России кроме как воздушным транспортом не добраться (как в песне – «только самолетом можно долететь...»), но крупным перевозчикам не выгодно выполнять туда рейсы. Поэтому государство должно не сокращать число авиакомпаний, а помогать им закупать надежные иностранные самолеты, в том числе на льготных условиях».
Нелогичность позиции Игоря Левитина, возглавляющего «по совместительству» совет директоров ОАО «Аэрофлот», очевидна: «мелкие» авиакомпании решено изгнать с рынка исключительно рентабельных регулярных перевозок, тогда как фирма «Як-сервис», чей борт разбился в минувшую среду, занималась исключительно чартерными рейсами. То есть даже если бы предложенные меры были введены ранее и полностью выполнялись, это бы не предупредило трагедию.
Более четкую позицию сегодня высказал глава правительства. «Уже не важно, большие авиакомпании или маленькие, они должны иметь возможность, безусловно, исполнять эти требования по безопасности, – заявил Владимир Путин на совещании. – Если авиакомпания не в состоянии исполнять эти требования, то ее следует закрыть. Никакие соображения коммерческого характера, никакие соображения по развитию рынка не могут быть поставлены выше безопасности граждан», – констатировал премьер-министр.
Берите самолеты пачками
По разным оценкам, предложенным Игорем Левитиным и Росавиацией критериям соответствует не больше десяти отечественных перевозчиков. Опрошенные эксперты убеждены, что от уменьшения числа авиакомпаний пострадают в первую очередь пассажиры. «Конкуренция всегда ведет к снижению цен, – констатирует Ирина Тюрина. – Например, во Францию прямые рейсы выполняют только два перевозчика – «Аэрофлот» и Air France. Конечно же, им проще договориться, а мы имеем запредельные цены. В отличие от Германии, в которую летают много авиакомпаний».
«Странно, что в ситуацию до сих пор не вмешалась Федеральная антимонопольная служба. Ее данные однозначно свидетельствуют: уход даже одной авиакомпании с популярного направления ведет к росту цен на билеты, – констатирует Роман Захаров, главный редактор отраслевого журнала «Линия полета». – Кроме того, само по себе число однотипных судов в парке авиакомпании не свидетельствует о соответствии нормам безопасности. К тому же запрет перевозчикам, не имеющим десять однотипных самолетов, вообще не будет относиться к чартерным и любым другим заказным рейсам! Поэтому логика вообще не ясна: если проблема в технике, то какая разница, чартерный рейс или регулярный?»
Кроме того, статистика Росавиации подтверждает, что аутсайдеры рынка порой лучше крупных его участников выполняют свои обязательства перед пассажирами. Так, по итогам августа лидерами по доле задержанных рейсов являлись вовсе не самые маленькие перевозчики: вовремя не смог вылететь каждый пятый самолет авиакомпании «ВИМ-Авиа», флот которой состоит из 11 самолетов Boeing (т.е. ей разрешат работать в будущем году). В такой же ситуации находятся и компании «Якутия» (30 самолетов), SkyExpress (десять бортов) и «Авианова» (шесть лайнеров). В августе более 10 процентов рейсов этих перевозчиков были выполнены с опозданием.
Сами авиакомпании уклонились от комментариев перспектив сокращения их числа. В частности, директор по корпоративным коммуникациям «Трансаэро» Сергей Быхал заявил журналисту «Фонтанки», что компания не высказывает мнения относительно позиции властей.
Павел Нетупский,
"Фонтанка.ру"