История об избиении петербуржца сотрудником налоговой службы, которая последние полгода будоражит блогосферу, добралась и до главного блогера Петербурга — нового губернатора Георгия Полтавченко. Пострадавший, 26-летний Александр Марков, пожаловался градоначальнику на события июля прошлого года, когда в клубе «Альпина» он был жестоко избит. Уголовное дело на днях передано в суд – основным обвиняемым является начальник отдела ИФНС № 27 Виктор Распопов. Защита утверждает: Распопов невиновен, уголовное дело – заказ крупной коммерческой структуры. «Фонтанка» решила разобраться в этой истории.
Как это было: версия Александра Маркова
24 июля 2010 года Александр Марков вместе со своей невестой Татьяной пришел в расположенный в Альпийском переулке ночной клуб «Альпина». Около 3 часов ночи, после того как Александр сделал замечание мужчине, толкнувшему Татьяну, на него напали охранники клуба, оглушили сзади ударом по голове, свалили на пол и нанесли несколько ударов. Охрана хотела вывести Александра на улицу, но один из посетителей клуба, сидевший за VIP-столиком, остановил их в холле, схватив Александра за рубашку: «Этого не выпускать!».
Как говорят Александр и Татьяна, в течение ночи шоумен уделял большое внимание особо важному посетителю и призывал присутствующих «поприветствовать нашего гостя – начальника отдела из налоговой». В декабре 2010 года в Следственном управлении при УВД по Фрунзенскому району этот человек будет опознан ими как Виктор Леонидович Распопов, начальник отдела МИФНС № 27 по Фрунзенскому району.
По словам Александра, сотрудники охраны выполнили команду гостя, и, пока его держали двое охранников, один из охранников и Распопов стали наносить ему удары в голову. Особенно усердствовал Распопов, который жестоко избивал Маркова, висящего на руках охранников. Татьяна буквально заслонила собой своего жениха и смогла вытащить из клуба, но в дверях один из охранников ударом в спину вновь свалил Маркова на ступени крыльца, после чего Распопов продолжил избивать уже беспомощного Александра. Когда избиение закончилось, Татьяне еле удалось довести Александра до дома.
Утром, так как состояние Александра Маркова стало ухудшаться, он обратился за помощью в Александровскую больницу. Медицинские документы Александр выложил в открытый доступ в своем ЖЖ, желающие могут ознакомиться с диагнозом в подробностях. Перелом основания черепа, ушиб головного мозга, перелом чуть ли не всех костей лицевого скелета – носа, челюсти в нескольких местах, орбиты, лобной кости. В настоящее время в черепе Маркова пять металлических пластин. По версии следствия, он получил не менее 62 ударов по голове.
Розыск
В тот же день Маркова в больнице посетили сотрудники милиции. 12 августа 2010 года следователем Следственного управления при УВД по Фрунзенскому району было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» части третьей статьи 111 УК России – «причинение тяжкого вреда здоровью группой лиц».
В течение более чем трех месяцев прогресса в раскрытии преступления не наблюдалось. Марков, по его собственным словам, неоднократно обращался к начальнику УВД и прокурору Фрунзенского района с требованием найти преступников. Видимо, в результате этих жалоб оперативное сопровождение уголовного дела было поручено «убойному» отделу того же Фрунзенского РУВД. После этого были достаточно быстро установлены и опознаны Александром двое из четырех охранников, принимавших участие в избиении – Владимир Пушкарев и Александр Князев, а затем и главный фигурант – Виктор Распопов.
Предположительно, личность Распопова была установлена после того, как следствие получило из Управления налоговой службы фотографии всех мужчин, состоящих в должности начальника отдела. По ходатайству следователя суд избрал Распопову меру пресечения – содержание под стражей. В конце декабря 2010 года уголовное дело было передано для дальнейшего расследования в Следственный отдел по Фрунзенскому району ГСУ СК России по Санкт-Петербургу.
Следствие
Распопов, Пушкарев и Князев свое участие в избиении Маркова категорически отрицали. Как известно со слов Маркова и представляющего его интересы адвоката Владислава Фомина, один из охранников пояснил, что во время происшествия находился в туалете и ничего не видел, второй охранник просто смотрел в другую сторону. С Распоповым оба якобы не знакомы и такого посетителя не помнят.
Сам Распопов, первоначально отказавшись от дачи показаний в соответствии с правом, предоставленным ему статьей 51 Конституции России, после консультаций с адвокатом заявил, что никогда в жизни в «Альпине» не был. В ночь с 23 на 24 июля 2010 года он находился в доме своих родителей в поселке Дубровка Всеволожского района Ленинградской области, вместе с родителями и несколькими друзьями семьи.
Как говорят Марков и адвокат Фомин, следствие сумело опровергнуть алиби Распопова, доказав, что некоторые свидетели, подтверждавшие нахождение Распопова в поселке Дубровка 24 июля, сами там находиться не могли. Кроме того, факт нахождения Распопова в клубе «Альпина» в одно время с Марковым был подтвержден еще двумя свидетелями. Одним них стала девушка, найденная Александром и его друзьями через социальную сеть «ВКонтакте.ру». Она рассказала, что с Распоповым не знакома, но опознала его, как одного из посетителей, которые были в «Альпине» 24 июля. Второй свидетель - участковый уполномоченный 41 отдела милиции, который якобы ночью 24 июля зашел в «Альпину» поиграть в бильярд. Как пояснил участковый, во время происшествия он находился на другом этаже и очевидцем конфликта не был, Распопова лично не знает, но опознаёт его, как одного из посетителей, которого видел в ту ночь в клубе.
В мае 2010 года суд изменил Виктору Распопову меру пресечения – он был выпущен из следственного изолятора под личное поручительство руководителя МИФНС № 27 по Фрунзенскому району Елены Кузнецовой (ныне возглавляет МИФНС № 19 по Кировскому району), после чего продолжил исполнять свои обязанности в качестве начальника отдела МИФНС № 27.
31 августа 2011 года уголовное дело поступило во Фрунзенский федеральный районный суд Санкт-Петербурга.
Защита утверждает: дело сфабриковано, Распопов невиновен
Адвокат Владимир Шубутинский уверен: истинной причиной привлечения Виктора Распопова к уголовной ответственности стала его служебная деятельность на посту начальника отдела по урегулированию задолженностей ИФНС № 27 в ходе обеспечения процедуры банкротства крупной сети магазинов одежды.
Процедура банкротства управляющей компании сети магазинов была начата еще в июне 2009. Так как юридический адрес компании находился во Фрунзенском районе, интересы налоговой службы представляла ИФНС № 27 по Фрунзенскому району, а непосредственно - Виктор Распопов и сотрудники его отдела. По словам Владимира Шубутинского, процедура банкротства осуществлялось некорректно,
Распопов активно отстаивал интересы государства, в результате чего и пал жертвой недобросовестных коммерсантов и чиновников. Ситуация обострилась в начале осени 2010 года, когда, опять же по словам Владимира Шубутинского, некоторые руководители правоохранительных и надзирающих государственных органов во Фрунзенском районе прямо призывали убрать или перевести куда-нибудь начальника отдела Распопова, препятствующего скорейшему окончанию процедуры банкротства. Результатом противостояния стал арест Распопова, и до окончательного решения арбитражного суда он находился в СИЗО. Ущерб от неправомерных действий в ходе конкурсного производства составил, по оценке Владимира Шубутинского, почти 100 миллионов рублей.
Как уверяет адвокат Шубутинский, Виктор Распопов не пьет, не курит, не посещает ночные клубы. Никогда не носит бейсболок и шортов, в которых его якобы видели потерпевшие и свидетели.
Владимир Шубутинский продолжает утверждать, что ночью 24 июля 2010 года Виктор Распопов находился во Всеволожском районе Ленинградской области, в кругу семьи. В качестве доказательства он представляет, том числе, переписку Распопова в социальной сети, которую тот вел незадолго до полуночи 23 июля. Связь осуществлялась через мобильный модем, так что местонахождение пользователя с достаточной точностью может быть установлено, но на вопрос, известна ли базовая станция, через которую осуществлялось соединение, адвокат предпочел до суда не отвечать.
Показания свидетелей, опознавших Виктора Распопова как одного из посетителей клуба, Владимир Шубутинский называет оговором. Участковый уполномоченный мог дать, по его мнению, показания под давлением своего руководства. Девушку - посетительницу клуба адвокат характеризует и вовсе уничижительно, утверждая, что она является особой легкого поведения, имеющей давние контакты с сотрудниками милиции.
Адвокат согласен, что Александр Марков действительно получил тяжелейшие телесные повреждения – это неопровержимо доказано присутствующими в деле медицинскими документами. Но вот место получения этих телесных повреждений и обстоятельства их получения Владимир Шубутинский установленными не считает.
На вопрос, что могло сподвигнуть Александра Маркова на оговор, Владимир Шубутинский ответил лишь предположением, что Марков мог сам стать жертвой провокации. Уточним, что Марков работает в ЗАО «Проминком», которое находится вне сферы ответственности и полномочий ИФНС № 27, и до 24 июля 2010 года никогда с Виктором Распоповым не встречался, с чем согласны стороны как защиты, так и обвинения.
Вопросы остаются
Предоставить для ознакомления материалы дела в полном объеме, чтобы можно было судить о случившемся не только с их слов, как сторона обвинения, так и сторона защиты отказались, посчитав это до суда преждевременным. Остается надеяться, что многие вопросы прояснятся в судебном заседании. Вопросов осталось много.
Неизвестной остается причина столь жесткого конфликта. Зачем Распопов отдал команду «не выпускать», а затем начал избивать Маркова, с которым до этого даже не разговаривал? Исходя из имеющейся информации, остается только предположить, что Распопов, каким его рисует пострадавший, патологически жесток и готов изуродовать любого беспомощного человека.
Непонятно и почему охранники клуба беспрекословно выполняли команды одного из посетителей, пусть даже и начальника отдела из налоговой службы. ООО «БальзакПро», использующее для своего клуба в Альпийском переулке созвучное название «Альпина», зарегистрировано по адресу: проспект Луначарского, 70, и сотрудники клуба должны бы скорее испытывать почтение к сотрудникам МИФНС № 18 по Калининскому району, а не к Распопову из МИФНС № 27. Предположение, что Виктор Распопов может являться совладельцем клуба «Альпина», пока подтверждения не находит. 100 % доли в уставном капитале ООО «БальзакПро» принадлежит одному человеку – Дмитрию Антонову.
По словам Маркова, в его избиении, кроме Распопова, принимали участие четверо охранников клуба. Личности двух охранников до сих пор не установлены, якобы у коллег по клубу и у руководителей заведения не осталось ни их фамилий, ни адресов, ни номеров телефонов.
Получить комментарий от руководства клуба, к сожалению, не удалось. Генеральный директор ООО «БальзакПро» (владелец клуба) Анатолий Старков что-либо комментировать отказался, пояснив, что сам работает в клубе с апреля 2011 года и о событиях 2010 года ему ничего достоверно неизвестно. Кроме этого, он сказал, что за прошедшее время в клубе сменился весь персонал, включая охрану. За более подробными комментариями Анатолий Старков порекомендовал обратиться к Дмитрию Антонову, учредителю и единственному участнику ООО «БальзакПро», до апреля выполнявшему и функции генерального директора общества. Правда, при этом он затруднился объяснить, как можно с Дмитрием Антоновым связаться, после некоторого раздумья предложив позвонить по телефону клуба. Предложение было принято – отвечающий по телефону администратор о существовании Антонова не осведомлен.
Не исключено, что в зале «Альпины» в злополучную ночь находился еще один человек, который мог бы помочь установить истину. Как вспоминают Александр и Татьяна, шоумен вместе с «начальником из налоговой» приветствовал и находившегося за тем же столиком гражданина как «начальника одного из районных отделов ГИБДД». Со слов адвоката Владислава Фомина, шоумен на допросе пояснил, что подобное обращение им практикуется в виде определенного рода шутки, и он периодически приветствует незнакомых гостей клуба, именуя их «начальниками», «директорами» и «известными бизнесменами». Можно ли верить словам ведущего, учитывая, что он достаточно точно «угадал» должностное положение Виктора Распопова, судите сами.
Так или иначе, весьма заурядное по своим обстоятельствам дело неожиданно привлекло внимание многих. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко ознакомлен с ситуацией и через Твиттер пообещал «разобраться».
Денис Коротков, для «Фонтанки.ру»