Чемпионат мира по футболу 2018 года, возможно, принесет петербуржцам неожиданный подарок: как стало известно «Фонтанке», для транспортного обслуживания зрителей может быть построена линия легкорельсового трамвая, которая свяжет станцию метро «Старая деревня» с «Приморской» и пройдет через Елагин остров. Будет ли в ЦПКиО грохотать трамвай, выясняла «Фонтанка».
Проект линии легкорельсового трамвая от станции метро «Старая деревня» до «Приморской» является частью программы по подготовке транспортной инфраструктуры города к чемпионату мира по футболу 2018 года, которая сейчас разрабатывается. В распоряжении «Фонтанки» оказалась примерная схема этой линии, созданная комитетом по развитию транспортной инфраструктуры.
Судя по ней, выходить на маршрут трамваи будут в районе станции метро «Старая деревня», причем, скорее всего, для этих целей будет использоваться существующее здесь кольцо. Однако на этом совпадение маршрута с уже действующими трамвайными путями будет заканчиваться: вместо того, чтобы следовать направо по улице Савушкина в сторону «Черной речки», легкорельс пойдет прямо на Елагин остров – на территорию Центрального парка культуры и отдыха им. С.М. Кирова. При этом, судя по проекту, для этого будет построен новый мост через Большую Невку, чуть восточнее существующего 3-го Елагина моста, по которому горожане попадают в ЦПКиО.
Перебравшись через реку, легкорельс будет насквозь пересекать Елагин остров. Притом для этого ему нужно будет каким-то образом миновать сразу два пруда, расположенных на острове, – 3-й Северный пруд и 3-й Южный. Судя по схеме, которая оказалась в распоряжении «Фонтанки», линия пойдет прямо через них, а так как летающие трамваи еще не изобрели, то, видимо, через водоемы придется построить два моста.
Выйдя на южный берег острова, легкорельс, согласно схеме, пойдет дальше на Крестовский. Правда, в данном случае не совсем понятно, планируется ли для этого возводить еще одну переправу или же трамвай пустят по существующему 2-му Елагину пешеходному мосту. Отметим, что город планирует полностью реконструировать эту переправу в 2013 году – этот объект указан в перспективной адресной программе производства земляных, строительных и ремонтных работ, принятой Смольным в конце июня.
Крестовский остров легкорельс будет пересекать по улице Рохина, которая огибает Приморский парк Победы с восточной стороны и на которой расположена станция метро «Крестовский остров». Затем трамвай повернет налево в сторону Большого Петровского моста через Малую Невку, по которому попадет на Петровский остров. Отметим, что эту переправу, скорее всего, перестраивать не нужно – в 2010 году мост открылся после полной реконструкции, в ходе которой деревянные конструкции были заменены на металлические, а ширина проезжей части была увеличена до 21,5 метра.
Петровский остров легкорельс, скорее всего, будет пересекать в районе Петровской площади. Здесь линия разделяется: согласно проекту, от площади трамваи смогут идти как в сторону «Спортивной», так и к «Приморской». Правда, в обоих случаях не совсем понятно, каким образом они будут преодолевать водные преграды.
До «Спортивной» линия пойдет по следующему маршруту: сначала составы будут следовать по Петровскому проспекту, а затем, не доезжая до стадиона «Петровский», повернут на север и выйдут на Ждановскую набережную. При этом, судя по схеме, для этого не будет использоваться ни один из существующих мостов, а будет построена новая переправа в районе 4-го Ждановского пешеходного моста.
Еще более загадочно выглядит линия в сторону «Приморской». Дело в том, что, согласно схеме, для этого городу придется строить новый мост через Малую Неву, который свяжет Петровский остров с островом Декабристов. При этом одновременно чуть восточнее этого места Смольный планирует возвести переправу через остров Серный, однако, как следует из проекта, легкорельс пойдет не по ней.
Наконец, переехав через Малую Неву, трамвай будет следовать по Уральской улице, а затем по Наличной подвезет пассажиров к «Приморской», откуда, по идее, составы смогут идти по существующим трамвайным путям к станции метро «Василеостровская».
Логика в этом проекте есть – данный маршрут обеспечит быструю разгрузку нового стадиона «Зенита», доставляя пассажиров сразу до трех станций метро («Старая деревня», «Спортивная», «Приморская»). Однако серьезные вопросы вызывает центральная часть маршрута, которая пройдет через Елагин остров.
Во Всероссийском обществе охраны памятников и культуры «Фонтанке» сообщили, что не очень понимают, каким образом можно пустить трамвайную линию через Елагин остров – весь парк (и вся островная зона) считается объектом культурного наследия федерального значения. К охраняемым элементам относится и планировка острова, поэтому любое изменение в рисунке аллей попросту недопустимо.
Кроме того, ЦПКиО относится к зеленым насаждениям общего пользования (ЗНОП), и никакое строительство объектов транспортной инфраструктуры в нем невозможно. Правда, один из самых последовательных защитников зеленых насаждений депутат ЗакСа Сергей Малков неожиданно заметил, что проект имеет право на жизнь. «Я видел в южных городах трамвайные линии, проходящие по зеленым зонам, поэтому, если грамотно все спроектировать, в принципе такое возможно», – отметил он, но тут же добавил, что при этом с трудом представляет себе, как можно создать полноценное движение в таком месте, как ЦПКиО, – те линии, которые он видел, проходили по небольшим скверам.
Активисты «Живого города» проявили здоровую иронию и творчески развили предложение Смольного. «В Елагином дворце можно создать трамвайный парк, в Кухонном корпусе – депо, а на месте катка устроить разворотный круг!» – заявили они.
Отметим, что, как говорят в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, пока линия находится на стадии предпроектной проработки, поэтому никакой конкретики по проекту пока нет. Но известно, что, если он будет утвержден, порадоваться этому подарку горожане смогут не позже 2018 года, когда в Петербурге пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Хотя, скорее всего, горожане встанут на пути строителей живым щитом.
Отметим, что, согласно концепции развития городского транспорта, утвержденной на одном из заседаний правительства летом 2011 года, легкорельс действительно должен пройти мимо нового стадиона «Зенита»: по задумке инженеров из Смольного, линия протянется из Приморского района по западной части Крестовского острова, а далее по Васильевскому острову и через мост в центр пойдет в район Коломны. Однако, судя по тем проектам, которые были представлены на правительстве, эта линия огибает и Елагин остров, и Крестовский, не заходя на них, и совпадает с трассой Западного скоростного диаметра.
Андрей Захаров, Кира Обухова,
"Фонтанка.ру"