Кремль еще официально не признал угрозу нового экономического кризиса в России, а в Петербурге уже, впервые со времени окончания предыдущей рецессии, во всеуслышание прозвучало слово - секвестр. Под нож в угоду экономии первыми пойдут инфраструктурные проекты — Ново-Адмиралтейский мост, Орловский тоннель, легкорельсовый трамвай и другие. Сэкономленные средства вложат в другие, более важные проекты. Что будет в приоритете у новой власти, пока не сообщается.
Вице-губернатор Петербурга Сергей Вязалов, назначенный новым петербургским губернатором Георгием Полтавченко ответственным за финансово-экономический блок в правительстве, подтвердил полученную накануне информацию о прекращении финансирования целого ряда инфраструктурных проектов, начатых при экс-градоначальнице Валентине Матвиенко. При этом, по его словам, предложенный к секвестру список проектов достаточно обширный. Из озвученных пока лишь Ново-Адмиралтейский мост, который должны были построить к 2014 году, легкорельсовый трамвай — к 2013, Орловский тоннель, открытие которого планировалось в 2015 году, а также Дворец искусств на Васильевском острове.
«Я сторонник консервативной позиции по поводу кризиса, поэтому все, что можно урезать, нужно урезать. Мы должны финансировать только те проекты, которые считаются самыми приоритетными для города», - заявил Сергей Вязалов в понедельник, 26 сентября, на заседании бюджетно-финансового комитета Заксобрания.
Бюджетные средства, по мнению Вязалова, в сложившейся ситуации следует направить на социальную сферу и ЖКХ, а не на покрытие расходов частных инвесторов, которых ушедший губернатор привлекла к инфраструктурным стройкам.
Блок вице-губернатора Юрия Молчанова, отвечающего за транспортное развитие и инвестиционную политику, пока анализирует высказывания Вязалова. Как сообщили в аппарате Молчанова, официального сообщения о закрытии проектов к ним пока не поступало. Но, в любом случае, говорить о сворачивании всех крупных инвестпроектов преждевременно. Предполагается, что представитель новой власти Сергей Вязалов и представитель прежней администрации Юрий Молчанов каким-то образом смогут договориться.
Инвесторы, в свою очередь, отмечают, что нового вице-губернатора, судя по озвученному им списку, преимущественно заинтересовали городские проекты, предполагающие государственно-частное партнерство. Как известно, администрация Валентины Матвиенко стала пионером по реализации проектов ГЧП. По этой схеме заключен контракт на строительство нового терминала в аэропорту Пулково, признанный лучшей инвестиционной сделкой прошлого года.
Этот проект, а также другой объект того же инвестора — группы ВТБ — строительство Западного скоростного диаметра, Вязалов в списке на секвестирование не упомянул, как уже строящиеся.
Другие договоры по ГЧП Вязалову показались невыгодными и неэффективными. Заключенные контракты по ним предложено расторгнуть. Или, по меньшей мере, переформатировать. Инвесторы заявили «Фонтанке», что готовы на переговоры.
«Инвестиционный проект, а также условия сделки по Орловскому тоннелю разрабатывались не нами, а правительством Петербурга. Мы лишь работали в той системе координат, которую нам предложили, - отметил председатель совета директоров выигравшей конкурс НКК Шавкат Кары-Ниязов. - Если новое руководство финансово-экономического блока считает эту систему неэффективной для города, то это его право. Со своей стороны мы открыты для диалога, и если правительство решит переформатировать проект, готовы обсуждать возможные варианты». В компании также сообщают, что на данный момент уже проделали огромную работу, разрабатывая проект практически «с нуля», с программы изысканий. Инвестор потратил более 1 млрд рублей.
По другому инфраструктурному проекту, контракт по которому еще не заключен, немало средств выделил сам город. Так, только на проектирование первого варианта трассы легкорельсового трамвая от Московского вокзала до Пулково власти выделили около 300 млн рублей. Еще десятки миллионов ежегодно выделялись на юридическое и консультационное сопровождение подготовки к заключению контракта с частным инвестором.
Расходы по строительству Ново-Адмиралтейского моста, попавшего в список, но не имеющего никакого отношения к ГЧП, пока городом не авансированы. Впрочем, город должен будет при расторжении контракта с подрядчиком — ЗАО «Пилон» - оплатить расходы на подготовительные работы, которые успела провести компания.
Эксперты считают, что действия Сергея Вязалова вполне понятны, если учесть его взгляды на экономику.
«Мир входит в очередной кризис, который сильно отразится на России, - говорит научный руководитель центра исследований модернизации Европейского университета Дмитрий Травин. - И Вязалов, как человек, долгое время проработавший с Алексеем Кудриным, знает, чем это грозит. А значит, старается принять меры. Впрочем, то, что происходит, связано и с системой, которая установилась в инвестиционной политике России. В демократических странах все манипуляции с такими проектами проходят контроль депутатов, независимых СМИ. У нас, в авторитарной системе, интересные вещи в документации может обнаружить только новая администрация, приходящая на место прежней».
Экономист считает, что отмена этих проектов существенно не повлияет на общий инвестиционный климат Петербурга. Он напоминает, что известная чехарда вокруг крупных строек существовала в городе последние несколько лет. «Достаточно всего лишь вспомнить смену архитектурного проекта второй сцены Мариинского театра, перенос места строительства башни «Газпрома», - говорит Травин.
Ранее по теме:
Смольный больше не наводит мосты и тоннели
C биографией Сергея Вязалова можно познакомиться в статье: Полтавченко собирает друзей.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"