Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -1

3 м/с, с-з

760мм

72%

Подробнее

Пробки

7/10

Диана Вишнева вскрыла тайные изъяны модного канадского хореографа

1653
ПоделитьсяПоделиться

В рамках театрального фестиваля «Александринский» был показан мировой балетный хит: спектакль Эдуарда Лока, имеющего славу одного из самых радикальных современных хореографов. Особую художественную остроту этому событию придает то, что в нем участвует Диана Вишнева, прима-балерина Мариинского театра, которая в последние годы с неиссякающим интересом осваивает пространство внеклассического и даже антиклассического танца.

Спектакль назван «пиарно»: «Новая работа Эдуарда Лока». Словно бы г-на Лока не знать нельзя, а кто не знает, пусть чувствует себя дураком. Между тем, в России он известен только специально интересующимся. Лок – хореограф из Канады, талантливый и чрезвычайно модный; в его послужном списке – работа в Парижской опере, в Нидерландском театре танца – труппе знаменитого Иржи Килиана), сотрудничество с  рок-звездой Дэвидом Боуи и, конечно, собственная труппа, названная тоже вызывающе, но в ином духе:  «La La La Human Steps», то есть «Ля-ля-ля, шаги человечьи» (ну, или «человеческие па» – steps, как известно,  слово многозначное). В этой труппе и выработался его уникальный стиль: ультрадинамичный, экстремально-кинетический танец, замешенный на самых жестких современных энергиях – таких, как в роке или спорте. При этом в какой-то момент Лок поставил своих танцовщиц на пуанты, и теперь в сверхскоростные темпы у него запущены классические па. Понятно, что такой синтез должен был увлечь азартную Диану Вишневу.

«Новая работа» поставлена на музыку двух старинных опер – «Дидона и Эней» Перселла и «Орфей и Эвридика» Глюка – в  обработке двух современных композиторов: британского минималиста Гэвина Брайерса и канадца Блейка Харгривса. Нельзя не согласиться с Локом, утверждающим, что музыка барокко (добавлю – и раннего классицизма, потому что Глюк-то, извините, уже не барокко) близка современному танцу своими четкими структурами и эмоциональной отстраненностью. Но теоретическая подкладка «Новой работы» Лока этим не исчерпывается – у него имеется и претенциозная концепция, вполне постмодернистская и в высшей степени  философская, что в балете всегда грозит обернуться курьезом. Оказывается, его балет апеллирует к коллективной культурной памяти зрителей, сочленяя по принципу монтажа две несоединимые истории из двух мифов и двух опер, нарезанные на куски и увиденные как бы со стороны, а именно глазами – кого бы вы думали? – адской собаки Цербера, поскольку в обоих античных сюжетах полно смертей. Попутно Лок, по его словам, пытался выяснить, «может ли хореографическая структура оставаться независимой от повествования, которое в нее заложено». Судя по спектаклю – еще как может, во всяком случае, моя культурная память не смогла мне помочь обнаружить, где тут Цербер и кто из шести женщин, одинаково одетых в условный танцевальный костюм, в какой момент представляет Дидону или же Эвридику.

Главных впечатлений два: что в хореографической партитуре спектакля полноправно участвует не только танец, но и свет, блестяще поставленный тем же Локом, ну и, конечно, знаменитые скорости. Перепады и сбои света создают эффект, близкий опять же к кинематографическому монтажу: фигуры видны только в падающем сверху луче (круг на полу, конус в воздухе, контрастный абрис тел), и стоит прожектору погаснуть, как «кадр» исчезает, чтобы миг спустя «включиться» в другом месте. А скорости действительно впечатляют: так выглядит танец при быстрой перемотке видеозаписи.  Больше того: глаз не успевает схватить движение, фиксируя лишь его иллюзорный след – так, что взмахи рук делают танцовщика похожим на многорукого Шиву (эффекту содействует тот же свет – понятно, что чем ярче освещен предмет в темноте, тем четче траектория движения отпечатывается на сетчатке). Напряженная и холодная энергия, которой все это заряжено, конечно, – точный индикатор современности.

Реализуются же локовские темпы преимущественно в турах (вращениях) – и особенно в руках, прежде всего в руках, которые летают вокруг лица, встряхиваются, мелькают, как лапки ящерицы; тело же крепко стоит на пуантах. Что говорить, танцовщики «La La La Human Steps» – виртуозы, руки у них феноменально ловки и точны. Однако в самих  гиперскоростных темпах Лока есть доля хореографического шарлатанства: при всех своих скоростях его хореография внутренне статична, прежде всего потому, что Лок не работает с пространством (это у него делает свет). И стоит мелькающему движению на миг прерваться, как обнажается скрытая неподвижность.

Эти тайные изъяны поразительным образом нивелирует Диана Вишнева, несмотря на то что ее партия принципиально не выделена среди других. 

Русские корни в балетной генетике очень сильны, и русский «акцент» часто мешает, когда наши танцовщики исполняют жесткие и внеэмоциональные западные хореографические тексты. Но в данном случае союз оказался плодотворным для обеих сторон. Ничего не утратив из своих качеств, ничего не нарушив в хореографии и насладившись новой для себя танцевальной материей, Диана внесла в принципиально механистичное искусство Лока жизнь, артистизм и чувство движущегося времени. Парадокс, но подлинная динамика – динамика как развитие – возникает здесь именно у нее. Отнюдь не снижая скорости, Вишнева создает ощущение движения длящегося; паузы у нее дышат, статика после скорости работает, и «Новую работу Эдуарда Лока» она насыщает подлинным драматизмом.

В заключение два слова о видеоинсталляции, которая включена в спектакль, но живет в нем своей жизнью. На двух отдельных экранах две женщины, принужденно сидящие перед камерой в ожидании съемки: одна – молодая, другая – она же в старости. Грим ли это, компьютерная ли модификация – не важно, но в том, как они соотнесены, бездна драматизма. В их пластике и мимике скрыт контрапункт: они существуют в параллельных пространствах, но вдруг – синхронный жест; они не знают друг о друге, но они – одно. Вдруг старая исчезает; вместо нее расползается что-то красное, с черной сердцевиной. Всё это тонко положено на музыку; и если Лок, создавая свою «Новую работу», думал о времени и смерти, то инсталляцией он сказал об этом больше, чем хореографией.

Инна Скляревская,
«Фонтанка.ру»

Фото: Пресс-служба Санкт-Петербургского Международного центра фестивалей и праздников.

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»
 

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close