Аутсайдеры недавно прошедшего в обеих столицах Конкурса им. Чайковского запомнились своим поражением больше, нежели иные лауреаты своей победой. Такое, впрочем, бывало и раньше. Но никогда прежде зрители не бунтовали так яростно, а критики так много не писали о случившемся. В результате на прошлой неделе в Петербурге в Большом зале Филармонии имени Д.Д. Шостаковича произошло еще одно беспрецедентное событие: два концерта под названием «Фавориты публики и критики XIV конкурса Чайковского».
Участниками концерта стали не прошедшие в финальный тур, и, следовательно, оставшиеся без премий молодые музыканты, чья игра на конкурсе запомнилась от этого не меньше. Им была предоставлена возможность сыграть на сцене БЗФ программу финального тура с оркестром. Какую роль в жизни каждого из них сыграл этот не принесший им заветного лауреатства конкурс, автор текста расспросила самих молодых музыкантов. Вот вам несколько имен, которые стоит запомнить, а также человеческих историй с очень разными финалами.
«Все то, что произошло на этом конкурсе, стало кульминационным моментом моей жизни, - утверждает 24-летний пианист Александр Лубянцев. - Когда я принимал решение об участии в отборочном туре, я еще не знал, важно для меня это будет или нет. Могло случиться, что совсем не важно, но вышло наоборот". Игра Лубянцева на конкурсе собрала такое количество восторженных поклонников, что, когда объявили результаты, и имени Лубянцева не оказалось в числе финалистов, публика устроила нечто вроде демонстрации протеста в поддержку своего фаворита. Лубянцев стал, наверное, наиболее часто упоминаемым участником конкурса, сегодня его наперебой приглашают давать концерты, многие стремятся его поддержать, помочь, пригреть, не дать пропасть его таланту.
18-летняя американская скрипачка Нэнси Чжоу сегодня - студентка медицинского отделения Гарвардского университета; скрипичное мастерство она параллельно совершенствует в Консерватории Новой Англии, а также под руководством великой Анны Софи Муттер, являясь стипендиатом ее фонда и находясь с ней в постоянном контакте. «Музыка - моя любовь, моя мечта. А медицина - это то, что мне интересно. У меня есть 5 лет на то, чтобы решить, что делать дальше». Нэнси признается, что сильно расстроилась, не став лауреатом, но длилось ее огорчение недолго. Она с уверенностью заявляет, что и дальше планирует принимать участие в конкурсах, ибо отказаться от борьбы после неудачи для нее означает подорвать веру в свои силы.
Гораздо более пессимистично в отношении конкурсов звучит мнение 26-летнего Дэвида Эггерта. Виолончелист из Канады признается, что все труднее и труднее становится гарцевать на ярмарке, что конкурсы любят молодых, и с каждым годом все более неприятно с кем-то конкурировать, чувствовать свою зависимость от симпатий и антипатий членов жюри, которые взялись решать его судьбу. Он не хочет больше участвовать в конкурсах, и стремится построить свой концертный график, опираясь на те возможности, которые уже есть.
Другой виолончелист, петербуржец Алексей Жилин (24 года), напротив, считает, что «подготовка к конкурсу, тем более, к такому большому и знаменитому, как конкурс Чайковского, - это колоссальный стимул к развитию и огромные возможности пообщаться с разными музыкантами, получить много информации, углубить свое понимание исполняемых произведений, и, как результат, выйти на другой уровень профессионализма и мастерства».
22-летний москвич Филипп Копачевский уже имеет порядка 80 концертов в сезон, он один из самых многообещающих и востребованных молодых российских пианистов. Филипп признается: то, что его не пропустили в финал, стало колоссальной травмой. Он оказался под двойным ударом: хотя симпатии профессионалов были и остаются на стороне перспективнейшего Копачевского, но скандирующая имя Лубянцева толпа слушателей в фойе Большого зала Московской консерватории уже вошла в историю. «Для меня это был бесценный опыт: как внутри себя сдержать напор обстоятельств», - медленно, через силу подбирая слова, объясняет Филипп.
Бесспорным фаворитом конкурса скрипачей стал Андрей Баранов. Как могло получиться, что он не прошел в финал, - уму непостижимо. За плечами 25-летнего петербуржца более 20 конкурсов, многие из которых выиграны; концертная деятельность в прошлом сезоне достигла 50 концертов во всем мире. Андрей, в последние годы прочно обосновавшийся в Лозанне, говорит, что искренне верил: стоит ему удачно выступить в своем родном городе, и это будет оценено и принесет результат. То, на что он вправе был рассчитывать, и то, что честно заслужил, ему не досталось. Однако, ему досталось большее - маэстро Темирканов предложил Андрею Баранову вместе исполнить Первый концерт для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича. Концерт состоится 12 января 2012 года в БЗФ.
И случай Баранова – не единственный случай восторжествовавшей-таки справедливости. Так подведем же подлинные итоги конкурса. Итак: в Москве появилась альтернативная премия критики, а в Петербурге, в БЗФ с успехом прошли первые концерты не-лауреатов. Валерий Гергиев сразу после конкурса пригласил сыграть с ним не прошедшего в финал Лубянцева; Юрий Темирканов, как уже сказано, выбрал Баранова, лишенного всех наград. Ван Клиберн указывает пальцем на Копачевского, оставленного в тени конкурсных баталий. На престижнейшем фестивале в Вербье, который собирает цвет элиты мирового исполнительства, играет Нэнси Чжоу. Это факты высшего признания в музыкальном мире, с которыми не поспоришь. Конечно, и среди тех, кто получил те самые премии, есть талантливейшие музыканты, и они уже активно выступают, так, свой сезон Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Александра Дмитриева открыл 26 сентября с пианисткой Йол Юм Сон, обладательницей второй премии Конкурса им. Чайковского. По результатам интернет- и SMS-голосования, прошедшего после концертов 19 и 20 сентября, первое место получил Андрей Баранов, затем идут Александр Лубянцев и Филипп Копачевский – до конца сезона эти музыканты получат право еще раз выступить с концертами на сцене БЗФ.
Таким образом, уже не подлежит сомнению, что жесткая конкурсная система, при которой победитель забирает все, а проигравший уходит ни с чем, на этот раз не сработала. Не то, чтобы Конкурс совсем потерял престиж, но он, очевидно, перестал быть истиной в последней инстанции – и чтобы сохранить реноме, ему необходимо задуматься о переменах.
Марина Аршинова,
«Фонтанка.ру»
Фото: Пресс-служба петербургской Филармонии им. Д.Д.Шостаковича
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»