До окончания сроков строительства второй сцены Мариинского театра осталось не больше года. Самый знаменитый и дорогой долгострой нулевых выходит на финишную прямую. Бетонная коробка на месте здания ДК Первой Пятилетки позволяет оценить замысел канадских архитекторов не только по эскизам, представленным публике пару лет назад.
Если верить обещаниям, то до окончания строительства второй сцены Мариинского театра осталось не больше года. Самый знаменитый и дорогой долгострой нулевых выходит на финишную прямую. И сейчас уже можно вздохнуть – что выросло, то выросло… Бетонная коробка на месте здания ДК Первой Пятилетки позволяет оценить замысел канадских архитекторов не только по эскизам, представленным публике пару лет назад. Прежде, чем начать строительство, перебрали не меньше 10 архитектурных проектов. Среди них были удачные и один по-настоящему выдающийся.
Идея строительства Второй сцены Мариинского театра родилась на рубеже веков – время, которое сейчас представляется романтическим. Когда горожанам был представлен проект калифорнийца Эрика Мосса, это была настоящая революция для наших представлений об архитектуре, и не все смогли ее принять. Эрик Мосс – один из самых эксцентричных архитекторов конца XX века. Его проект Второй сцены Мариинки - случай уникальный и для Петербурга, и для Мосса. Для архитектора - это до сих пор самый большой европейский проект, ставший предметом громких дискуссий, выставленный на архитектурной бьеннале в Венеции и, в конце концов, кратно увеличивший его известность.
Для Петербурга он мог бы оказаться предметом гордости, одной из наших главных достопримечательностей, разойтись на открытки и сувениры, в конце концов, просто переломить градостроительную ситуацию в районе Коломны. Там, где сейчас мрачные кварталы, по которым гуляют разве что гопники с пивом и женщины с пакетами из магазинов, могла бы зародиться новая жизнь – с туристами, детьми и обыкновенными праздными петербуржцами (проект Мосса, кроме собственно здания, предусматривал пешеходную зону напротив здания Консерватории). Вторая сцена, без сомнения, вошла бы в антологии мировой архитектуры - уж по крайней мере десятилетия. Как писал сам Мосс, какие прекрасные новые горизонты открылись бы через «окно в Европу». Само собой, консервативная общественность резко выступила против проекта, который его же автор сравнивал с «набросанными мешками мусора». Сейчас об этом уже почти забыли, но тогда многие считали, что в нашем «классическом» городе есть место только классической архитектуре – с колоннами, штукатуркой, лепниной и портиками. Мосса не приняли и объявили архитектурный конкурс.
В 2003 году его выиграл француз Доменик Перро, и это уже было компромиссом. Очевидно, что Перро спроектировал нечто и по решению фасадов, и с точки зрения градостроения менее интересное, чем Мосс.
И все-таки, можно понять, почему некоторым словосочетание «платье императрицы» показалось более подходящим для Петербурга, чем «набросанные мешки с мусором». Мы привыкли понимать метафоры буквально.
И вот шли годы. Постепенно мы узнали, что проект французского архитектора не соответствует нашим строительным нормам. При этом, похоже, несоответствие было чисто бюрократическим, во всяком случае, никто не объяснил, чем именно наши условия отличаются от европейских, кому и зачем нужны эти другие нормы. Потом началась мыльная опера, плохо поддающаяся пересказу, и привела она к тому, что Перро отказался от проекта, его стоимость выросла больше, чем в два раза, и в 2009 году был объявлен еще один конкурс, гораздо меньше обсуждавшийся в прессе, чем предыдущий.
Последний проект, по которому здание, судя по всему, будет построено, выполнен совместно канадским офисом Diamond & Schmitt Architects и конструкторским бюро ВИПС. Оба они представляют собой в равной степени непримечательные компании, на счету которых нет ни одного проекта, заслуживающего внимания критиков. Им вполне по масштабу подошла бы застройка пригородов Торонто или района Рыбацкое. В итоге, Вторая сцена будет похожа на бетонно-стеклянную коробку, украшенную куполом в пандан куполу самого Мариинского театра (словосочетание «вписать в исторический контекст» было понято буквально). Вот как примерно оно будет выглядеть.
При этом нужно понимать, что жанр 3D-модели дает возможность снабдить пейзаж ощущением безоблачного летнего дня, а на деле все будет еще более топорным, мрачным и неуютным. Интерьеры и вовсе скорее напоминают зал ожидания на вокзале.
Глядя на это, чувствуешь, что где-то что-то подобное уже видел – прямоугольный объем, стеклянный купол, идеально ровные металлические колонны, неизвестно зачем пристроенные по бокам портики. Все эти элементы в последнее время прочно заняли свои позиции в новых зданиях нашего города – чувствуются аллюзии и на торговый центр за Казанским собором, и на новое здание Биржи, и на печально известный "Монблан", и на бизнес-центр "Линкор" (имеется в виду внутренняя отделка).
У Петербурга первого десятилетия XX века, конечно, есть свое лицо. И, похоже, оно имеет довольно грубые и невыразительные черты – бесформенное сочетание стекла, бетона, гранита и керамической плитки. И непростительно неуютные для такого северного города интерьеры. При этом неудачу Мариинки-2 нельзя оценивать как чисто эстетическую. Финансируется ее строительство из федерального бюджета. За годы работ его стоимость выросла с 9 до 19,1 миллиарда рублей. И даже это еще не все потери. Если бы даже за эти деньги было построено здание по проекту известного архитектора, то у него было бы больше шансов окупиться – за счет туристов, которых бы оно привлекало в Петербург. Так что в действительности ущерб составил много больше 11 миллиардов, правда, невозможно посчитать на сколько. Почему мы пишем об этом сейчас? Потому что осенью, когда на улицах становится темно и промозгло, куски бетонных стен, которым предстоит через год стать театром, навевают совсем уж безнадежную скуку.
Правда, есть одна маленькая деталь, которая пережила все эти 10 лет дискуссий и неудач и перекочевала к нам из проекта Мосса – это прозрачный мост над Крюковым каналом,
а значит, говорить о том, что все пропало, не приходится.
Справка: Строительство Второй сцены было начато в 2003 году. На его месте снесли ДК Первой Пятилетки, здание сталинской эпохи. Кроме того, было снесено здание Литовского рынка 18 века работы архитектора Кваренги. Строительство должно быть закончено к лету 2012 года.
В прошлом году Росфиннадзор судился с Северо-Западной дирекцией из-за перерасхода средств на строительство театра в размере 800 миллионов рублей, однако Высший арбитражный суд отклонил иск Росфиннадзора.
Мария Элькина для "Фонтанки.ру"