Пятый международный фестиваль рисованных историй «Бумфест» прошел в Петербурге с размахом: четырнадцать выставок, и это еще не считая других важных событий. Искусство комикса было открыто для народа: на все мероприятия – свободный вход.
Обойти выставки «Бумфеста» можно было пешком: подавляющее большинство расположилось в самом центре Петербурга. Причем многие проходили не в специализированных галерейных помещениях, а в неожиданных местах вроде кафе Zoom или кафе «Стирка». Несмотря на то что часто посетители приходили с детьми, значительная часть комиксов предназначалась именно взрослым и посвящалась острейшим проблемам современности. Скажем, большое внимание на этом «Бумфесте» уделили политическому и социальному репортажу. В галерее Art Re.Flex демонстрировались картинки из специальной рубрики журнала «Русский репортер», в которой комментируются актуальные события политической повестки. Там же можно было увидеть проект «Запретное искусство», созданный художниками Викой Ломаско и Антоном Николаевым по следам позорного уголовного процесса над организаторами выставки «Запретное искусство» Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым, которых обвиняли в разжигании религиозной розни.
Большой вес имела на пятом «Бумфесте» Германия. В Библиотеке книжной графики на выставке «Comics, Manga & Co – новая немецкая комикс-культура» оказались собраны работы 13-ти художников: истории из жизни рокеров чередовались с юморесками и даже зарисовками из жизни многоконфессионального Иерусалима. А Гёте-институт посодействовал в презентации русского издания книги «Давай останемся друзьями» Мавиля (Mawil) – в ней собраны забавные графические миниатюры о любовных неудачах рыжего юнца из католической семьи. Художник, к слову, начал целый российский тур, планируя добраться аж до уральских читателей.
В Малом зале ЦВЗ «Манеж» выступления и презентации шли плотной чередой. Для разговора на тему «Комикс как репортаж» выделили целый день – и можно было послушать рассказ южнокореянки Чжи Хён Чхве, живущей во Франции, о том, как она перерисовала всю политическую историю своей родины: не самая веселая получилась эпопея. Мастер-классы проводились и для детей, и для взрослых – знаниями делились немецкие, финские, русские авторы. К примеру, художник Олег Тищенков учил, как обращаться с программой Corel Painter.
Но, возможно, самым важным событием «Бумфеста» стала Международная библиотечная конференция «Комиксы и молодежь», посвященная идее при помощи комиксов привлекать молодую аудиторию в библиотеки. Опыт выступающих специалистов из Швеции, Германии, Франции и Швейцарии вызвал интерес, но наиболее любопытным оказался рассказ о проделанной работе россиянина Александра Кунина, который заведует центром комиксов и визуальной культуры при Российской государственной библиотеке для молодежи в Москве. Центр работает год и пользуется большой популярностью. «Мы не верили, что наша главная идея: человек приходит читать комиксы, а потом идет по другим залам библиотеки – реализуется. А она реализуется» – радостно восклицал Кунин, создавший центр абсолютно с нуля. Сначала Кунин организовал сайт comics-catalog.ru, собирающий информацию о комиксах по издательствам, фестивалям, сообществам, блогам. Когда выяснилось, что в РГБ для молодежи есть небольшая коллекция комиксов, он направился туда и нашел взаимопонимание у руководства. Теперь собирает в своем отделе не только современные книги (их часто передают сами издатели), но и работы, связанные с историей русского комикса, – к слову, в петербургской Библиотеке зарубежной детской книги (3-я Советская улица, 8) в этот уик-энд как раз завершается выставка одного из родоначальников – работавшего еще в довоенных изданиях Николая Радлова. «Изучая работы наших зарубежных коллег о составе библиотечных фондов Европы и Америки, мы выяснили, что огромную их часть составляют комиксы, – рассказывает руководитель Центра культурно-просветительских программ этой библиотеки Наталья Балашова, – и теперь это одно из ярких и востребованных направлений нашей работы». Так что приобщать поклонников рисованных историй еще и к чтению букв в Петербурге, кажется, принялись всерьез.
Радиф Кашапов,
«Фонтанка.ру»
Фото автора.
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»