Подарить зрителям свежий взгляд на историю и на роль человека в ней – благородная задача для художника. Однако не успела выставка Жени Шефа «Слава нового века» открыться в Мраморном дворце Русского музея, как начались проблемы. По городу поползли странные слухи, то ли стихийные, то ли кем-то инспирированные, мол, в Мраморном дворце выставляют портреты Гитлера и Сталина, и всё это, заметьте, делается в преддверии выборов в Госдуму.
Художник Женя Шеф родился в Казахстане, вырос в лоне русской культуры, а сейчас живет в Германии. Гражданин мира. Получил классическое художественное образование, но пошел в актуальное искусство. Пишет картины, создает объекты и инсталляции. Его главная тема – история России и Европы ХХ века со всеми сложностями, противоречиями, бедами, с теми словами, которые из песни не выкинешь – революциями и войнами, диктатурой и победами над ней. Женя Шеф пишет традиционные картины, а помимо того устраивает инсталляции и создает лайтбоксы – подсвеченные изнутри короба, в которых, как на театральном макете, спорят между собой несколько фонов. Действие всех его работ разворачивается, в буквальном смысле слова, нигде: в некоем безвоздушном пространстве, бесконечном и светящемся. В этом пространстве подвешены декорации – башни, стены, окна. В нем же плавают и персонажи – всадники, красавицы, дети. А еще по этой абстрактной сцене проходят персонажи исторические – Берия и Гитлер, Сталин и Муссолини, Мао Цзэдун и Геббельс. Шеф изображает их как актеров в театре истории и предлагает зрителям осмыслить историю как спектакль.
Ваш корреспондент отправилась в музей искать провокацию. Нарисованные Гитлер и Сталин на выставке действительно присутствуют. Наряду с нарисованными Шарлем де Голлем, Уинстоном Черчиллем, Джоном Ленноном, Сальвадором Дали и другими историческими личностями они принадлежат к живописной серии «Прославленные и ославленные», посвященной истории ХХ века. Пришлось обратиться к самому художнику Жене Шефу и к куратору выставки, сотруднице отдела новейших течений Русского музея Анастасии Карловой – где же обещанные скандал и провокация, приуроченные к выборам?
– Никакого отношения к выборам выставка не имеет, – разочаровала меня Анастасия Карлова. – Это одна из выставок современных художников, которые проводятся в Мраморном дворце постоянно. Выставка Жени Шефа готовилась более полугода, ни о какой политике речи не шло никогда.
– А как же вот эта инсталляция, где на фоне руин развешаны портреты диктаторов?
– Эта работа посвящена истории Берлинского замка, его разрушения и предстоящего восстановления, – пояснил Женя Шеф. – Мне важно, что это прямая историческая параллель истории разрушения и восстановления храма Христа Спасителя в Москве. Смысл работы в том, что нужно не разрушать, а созидать. Портреты сатрапов на фоне руины – предостережение и напоминание, что неограниченная власть может обернуться неограниченным разрушением.
– Действительно, – согласилась Анастасия Карлова. – Трудно не увидеть, что отношение художника к диктатуре совершенно однозначное. В этой инсталляции на фоне разрушенного Берлинского замка размещены портреты диктаторов: каждому понятно, что это работа о том, что такое диктатура, кто разрушил замок как символ европейской истории и как страшно это выглядит.
– То есть никакого скандального жеста вы не предполагали?
– Для меня все эти разговоры – полная неожиданность, – пожал плечами художник. – Для меня главное – эстетика, и она деполитизирует все фигуры, которые я изображаю. Я умышленно лишаю политические фигуры их «политичности»: у меня на одном полотне могут присутствовать Ленин, Лев Толстой и Людовик XIV, и это не о политике, а о жизни, о биологии, перед которой сломает себе ногу любая политика. Все мои персонажи, будь то Гитлер или Мао, – для меня статисты в театре истории и человеческой жизни. Это размышление о судьбах ХХ века, о судьбах человечества и о судьбах наших соотечественников. Я уверен, что художник должен вызывать дискуссию. Но не идеологическую. В произведении искусства каждый видит то, что он хочет и способен увидеть. И если человек постоянно думает о диктатуре – тогда он в моих работах увидит диктатуру. Если, наоборот, он думает о гармонии – он увидит в моих работах призыв к восстановлению гармонии, которая была разрушена в ХХ веке. Но я могу совершенно точно сказать, что ничего не пропагандирую: напротив, я призываю отрешиться от любой пропаганды и посмотреть на историю со стороны, – сказал художник.
Сотрудники Русского музея не слишком взволнованы. По их словам, с кляузами насчет «этого ужасного современного искусства» музей сталкивается регулярно. Так, несколько лет назад музей терроризировала женщина, еженедельно писавшая в отдел новейших течений взволнованные письма, а также беспрестанно звонившая по телефону. Когда дама перешла к прямым угрозам, сотрудники музея обратились в милицию. Пылкая защитница культурных ценностей оказалась пенсионеркой, состоявшей на учете в психиатрическом диспансере.
Однако эта частная история вскрывает проблему, достаточно важную для умственного здоровья нашего общества. Проблема кроется в определении «пропаганды». Если вы носите на рукаве нашивку со свастикой и призываете убивать всех, у кого нос не той формы, – это пропаганда? Безусловно. Если вы цитируете «Майн кампф» – это пропаганда? Как посмотреть. Да, если вы агитатор на митинге, и нет, если вы историк, рассказывающий студентам о Германии 1930-х. Свастика в кадре – это всегда пропаганда? Если ответ «Да», то нужно заклеймить и «Семнадцать мгновений весны», и один из самых потрясающих антифашистских фильмов «Иди и смотри». Любое прикосновение к больной теме у нас ничтоже сумняшеся расценивается как пропаганда или контрпропаганда. В связи с тем же современным искусством в последние годы было несколько громких судебных дел об оскорблении чувств верующих – когда художники, нередко сами глубоко верующие люди, использовали в своих работах религиозную символику, чтобы разобраться с отношениями современного общества и церкви. Нашлись «доброжелатели», для которых любая отсылка к иконописи в работе художника уже была оскорбительной пропагандой атеизма, сатанизма и прочей гадости. Ну и любое упоминание фашизма, с подобной болезненной точки зрения, есть его пропаганда – даже если это изображение бюста Гитлера в одном ряду с прочими диктаторами ХХ века на картине, посвященной тому, как опасна диктатура.
Искусство – не выборы, и если человек рисует Гитлера, он не обязательно «за», а если стилизует иконный оклад, он не обязательно «против». Единственное, что искусство с выборами роднит, это опасность подтасовок. Рецепт против них один – думать, самостоятельно оценивать то, что ты видишь и слышишь. Соглашаться или не соглашаться, спорить и аргументировать свою позицию. Забавно, что одним из упражнений на самостоятельное мышление придется стать выставке Жени Шефа – художника-эстета, который мало интересуется политической повесткой дня.
Анна Матвеева,
«Фонтанка.ру»
Фото: rusmuseum.ru.
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»
Поделиться
Поделиться