В Петербург вновь этапирован Юрий Колчин, отбывающий наказание за убийство депутата Государственной думы РФ Галины Старовойтовой. По данным «Фонтанки», основная цель этапирования — убедить другого бывшего депутата, Михаила Глущенко, дать признательные показания в рамках возбуждённого по факту этого убийства уголовного дела.
Узник для переговоров
Тайну неожиданного возобновления расследования «дела Старовойтовой», о котором заявила Федеральная служба безопасности около месяца назад, удалось приоткрыть «Фонтанке».
Как стало известно «Фонтанке», Юрий Колчин понадобился сотрудникам этого ведомства вовсе не для дачи показаний — всё, что мог, он уже рассказал и за это преступление отсиживает свои 20 лет (около 9 из которых уже прошли). Наши источники говорят о другом - о возможных неформальных переговорах между Юрием Колчиным и бывшим депутатом Государственной думы РФ Михаилом Глущенко.
Последнего, напомним, сейчас судят в Куйбышевском районном суде Петербурга за вымогательство 10 миллионов долларов у предпринимателя Сергея Шевченко и, кроме того, обвиняют в убийстве Вячеслава Шевченко (брата Сергея) на Кипре в марте 2004 года. А ещё к Михаилу Глущенко имеются вопросы, связанные с убийством Галины Старовойтовой, которые в последнее время, по словам адвоката Александра Афанасьева (защищает Глущенко), никто официально не задавал.
При этом средства массовой информации неоднократно намекали на возможную связь Михаила Глущенко с убийством Старовойтовой. Но, видимо, с доказательной базой имеются некие сложности — Глущенко уже более 2 лет под арестом, а официальное обвинение в рамках этого дела ему так и не предъявлено.
Тут и начинается интрига сегодняшнего дня — интрига, в которой одна из главных ролей отводится Юрию Колчину.
Никакой политики - просто бизнес
Скорее всего, Колчина попросят уговорить Михаила Глущенко официально признать свою роль в убийстве Галины Старовойтовой. Какова эта роль на самом деле и что именно предложат господину Глущенко «взять на себя», станет известно в скором времени. Но баланс интересов всех сторон очевиден уже сегодня.
В 2005 году Санкт-Петербургский городской суд осудил Юрия Колчина по статье 277 Уголовного кодекса - «терроризм». Он, думается, готов сотрудничать со следствием, чтобы провести в местах лишения свободы не оставшиеся ему 11 лет (как положено на основании приговора суда), а как можно меньше. И такой шанс есть, если уголовное дело в отношении него будет пересмотрено. А это возможно лишь в одном случае — при переквалификации его действий с 277-й статьи на 105-ю («убийство»).
Такая переквалификация, в свою очередь, возможна только при достижении договорённости с Михаилом Глущенко — если тот признает себя заказчиком или хотя бы организатором убийства Галины Старовойтовой и заявит при этом, что действовал исключительно из меркантильных соображений, а Колчина и его товарищей просто нанял в качестве исполнителей.
При таком раскладе из дела уйдёт политический мотив, и «терроризм» автоматически станет банальным «убийством». С учётом сотрудничества со следствием, способствовавшего легализации имени заказчика преступления, Колчин вполне может рассчитывать на пересмотр дела с сокращением срока наказания в качестве результата.
Крепкий орешек
Все эти рассуждения имеют смысл лишь в том случае, если в комбинацию впишется Михаил Глущенко. Очевидно, реальный торг с ним будут вести сотрудники ФСБ — лично Колчин вряд ли может предложить что-то, что заинтересовало бы бывшего депутата. Если, конечно, он не располагает возможностью дать против Глущенко показания по другим делам, что может лишить того последней надежды когда-нибудь покинуть места лишения свободы.
Напомним, СМИ неоднократно писали об интересе к экс-депутату в связи с уголовными делами, возбуждёнными по фактам убийств топливного магната Павла Капыша, бизнесмена Александра Собчака, покушения на авторитетного предпринимателя из Великих Лук Виктора Гавриленкова (в ходе которого погиб гражданин Великобритании). Вместе с обвинением в тройном убийстве на Кипре этого джентльменского набора хватит на несколько пожизненных сроков.
Но Михаил Глущенко — в буквальном смысле этого слова крепкий орешек. Убедить его признаться хоть в чём-то на протокол допроса удастся лишь при предоставлении серьёзных гарантий. Поэтому главная интрига сегодняшнего дня: что именно ФСБ может предложить Глущенко и на что сотрудники этого ведомства готовы, чтобы бывший депутат эти предложения принял и в них поверил.
Неудивительно, что адвокат Павел Жичкин, защищающий Юрия Колчина, от разговора на эту тему категорически отказался.
«Вредит России...»
Остаётся добавить, что Ольга Старовойтова, сестра покойной Галины Старовойтовой, убеждена: убийство её сестры именно политическое. По словам Ольги Васильевны, организаторы этого преступления вполне могли иметь и экономические мотивы — ведь депутат Старовойтова активно мешала некоторым бизнес-планам людей, которых сегодня связывают с тамбовским преступным сообществом. Но мешала она, по словам сестры, политическими методами — поэтому и убийство политическое.
Кроме того, по словам Ольги Старовойтовой, в материалах дела есть высказывания фигурантов о том, что её покойная сестра «вредит России». Ольга Васильевна заявила «Фонтанке»: она категорически против переквалификации уголовного дела с «терроризма» на «убийство».
Ольга Старовойтова в рамках этого дела признана потерпевшей.
Справка
Галина Старовойтова была застрелена в Петербурге в ночь на 21 ноября 1998 года, дело было возбуждено в 1998 году по статьям 105 (убийство), 277 (теракт) и ряду других статей УК РФ.
После привлечения к уголовной ответственности исполнителей данное уголовное дело было приостановлено, однако 14 октября 2011 года расследование уголовного дела было возобновлено.
По делу об убийстве Старовойтовой городской суд Северной столицы уже вынес приговор в отношении восьми человек - исполнителей преступления. К реальным срокам лишения свободы от 11 до 23,5 года приговорены трое, в их числе организатор и исполнитель преступления Юрий Колчин.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»