Закрытие международного форума «Искусство и реальность» ознаменовалось триумфом Валентина Дьяконова и Дмитрия Александровича Пригова, а также кулуарным скандалом, который изо всех сил пытались замять.
Объявив темой своего нынешнего Международного культурного форума художественную критику, Фонд Кончаловского решил вручить лучшим критикам премии. По заявлению фонда, определявшее победителя жюри учитывало «не только интенсивность критической деятельности авторов, хроникеров и интерпретаторов искусства современной России, но и яркость и увлекательность их индивидуальной манеры изложения, тонкость профессионального инструментария, эрудицию, интеллект и пристрастность, принципиальность позиции, умение за частным событием в мире искусства обнаружить достойное внимания явление, важное для судеб художественного мира, зрителя, или, напротив, опознать его бесплодность».
Нужно признать, выбор был непростой. В современной художественной критике в России есть два-три «небожителя», чье мнение на вес золота, но они давно переросли рамки критики и занимаются много чем еще, плюс десяток-полтора интенсивно работающих трудяг. Эти вкалывают как проклятые в ежедневных и еженедельных изданиях, пишут не покладая перьев, и пусть они имеют между собой какие-то внутренние разногласия, но уровень у них примерно одинаковый. Достойный уровень. А выбрать лучшего среди равных – дело нелегкое.
Тем не менее, свой выбор жюри сделало. За цикл статей премию получил Валентин Дьяконов – молодой, но уже опытный и харизматичный автор газеты «Коммерсант» и журнала «Эксперт». В номинации «большой формы», в которой награждались книги, победителем оказался российско-итальянский сборник об умершем несколько лет назад знаменитом художнике и поэте-концептуалисте Дмитрии Александровиче Пригове. Недавно семья Пригова передала в дар Эрмитажу его обширный архив. На основе архива Эрмитаж сделал выставку Пригова, которую показали в июне этого года в Венеции в рамках Венецианской биеннале – самого престижного в мире смотра современного искусства. В следующем году Эрмитаж откроет экспозицию современного искусства в обновленном здании Главного штаба, и там Пригову будет посвящен отдельный зал, так что книга логично вписывается в процесс осмысления наследия художника.
Помимо денежного вознаграждения, лауреаты премии получили по бронзовой статуэтке – копии машинки для приготовления красок, которой пользовался Петр Кончаловский. С намеком: это вы, критики, производите то сырье, из которого зрителю предстоит создать себе представления об искусстве.
Впрочем, способность зрителя взаимодействовать с искусством тут же принудительно и ограничили. Не обошлось без скандала. Помимо вручения премии, в рамках форума открыли выставку «Без ограничений». В ней приняли участие несколько десятков молодых российских и зарубежных художников. И вот один молодой художник из Москвы представил там интерактивную инсталляцию. Она представляла собой телевизор, который показывал то, что обычно по телевизору показывают, но вместо речи дикторов зритель мог сам ввести с клавиатуры свой текст, который будет отображаться на экране. И кто-то из зрителей ввел какую-то неприятную фразу в адрес премьер-министра России. Без мата, без оскорблений, но с осуждением. Что ж, тоже гражданская позиция.
Художника вызвала охрана и потребовала фразу убрать. Художник отказался, поскольку а) это было технически невозможно, программа составлена так, что ничего убрать нельзя, все зрительские комментарии компьютер оставляет на экране и б) смысл работы как раз в том, чтобы зритель высказывался как хочет, а его мнение отображалось.
Работа была оперативно удалена с выставки, которая, напомним, называлась «Без ограничений». Сам художник, ни в чем не повинный (он не мог предвидеть, какой текст напишут зрители) был удален из здания Президентской библиотеки, а охрана получила приказ больше его в здание не пускать. Далее кто-то из коллег художника попробовал что-то сказать об этом на заседании форума. Так вот, микрофон у коллеги почему-то моментально выключился, а на экраны видеотрансляции была дана заставка. И форум продолжил работать как ни в чем не бывало.
Резонанс получился немаленький, но – кулуарный. Обсуждали все, но – шепотом. Многие коллеги-журналисты убеждали меня, что лучше этот случай «замолчать», потому что «если пойдет огласка, у художника будут проблемы, зачем делать неприятности ни в чем не повинному парню». И аплодировали лауреатам. Так в атмосфере сервильности и идеологической духоты завершился международный форум «Искусство и реальность».
Анна Матвеева,
«Фонтанка.ру»
Фонд Кончаловского наградил лучшего критика и выгнал художника, нечаянно обидевшего Путина
28 ноября 2011, 07:00
1085
Поделиться