55 процентов избирателей Петербурга твердо решили прийти на выборы 4 декабря. Этот прогноз существенно превосходит данные по явке прошлых выборов. Но 34 процента граждан еще не решили, за кого будут голосовать, или отказались отвечать на соответствующий вопрос. Таковы итоги качественного исследования, проведенного 20-24 ноября Социологическим институтом РАН по заказу "Фонтанки" и журнала "Город 812".
4 декабря Вы пойдете на выборы?
Даже озвученных цифр достаточно, чтобы смешать карты тем, кто сегодня спешит делать прогнозы на результат голосования. Треть не сказавших, за кого будут голосовать, - огромная цифра, до сих пор социологи не сталкивались с подобными результатами.
В парламент Петербурга могут пройти 5 партий - это все участники гонки за исключением "правых" и "патриотов" (подробности - в материалах журнала "Город 812"). Второе место, судя по всему, достанется эсерам. При этом рейтинг "яблочников" и ЛДПР балансирует на заветном 7-процентом пороге. Однако, опять же по опыту прошлых лет, известно, что сторонники Жириновского не склонны откровенничать с социологами. Можно предположить, что и нынче рейтинг этой партии выше, чем получился в ходе опроса.
20 процентов заявивших о решимости голосовать за "Единую Россию" (24 от тех, кто твердо решил сходить на избирательные участки) тоже не пища для аналитики. С учетом не определившихся и отказников они легко удваиваются. Добавьте немного админресурса - и не стоит удивляться, если партия власти наберет 50 процентов. Сколько на деле составит разрыв между "Единой Россией" и "Справедливой" - одна из интрижек нынешней кампании.
По результатам исследования определенно можно говорить об одном - в 2011 году в Петербурге Интернет стал реальной силой, формирующей информационную повестку дня для сотен тысяч горожан. 44 процента опрошенных заявили, что узнают новости из Интернета. Телевизор пока еще занимает лидирующие позиции - он источник информации для 60 процентов горожан. Однако буквально три-пять лет назад новости из Интернета черпали не более 10 процентов сограждан. Можно предположить, что нынешний выборный цикл - последний, когда телевидение обладает своей магической силой на настроения избирателей. При этом исследование подтверждает, что интернет-аудитория по активности в день голосования проигрывает телезрителям. Среди тех, кто твердо идет на выборы - 65 процентов, ориентирующихся на телевизионные новости, против 39 процентов из числа интернет-сообщества.
Каким источником информации Вы чаще всего пользуетесь, чтобы узнать новости?
Отметим, что по результатам опроса "Фонтанка" как источник информации далеко обошла не только прочие интернет-ресурсы - федеральные и городские, что не являлось секретом. Для петербуржцев наша интернет-газета оказалась предпочтительнее всемогущего Яндекса.
Вы сказали, что пользуетесь Интернетом. Какие сайты Вы предпочитаете как источник социально-политической информации?
Добавим, что операция по переводу Валентины Матвиенко на работу в Москву была предпринята очень своевременно - до начала избирательной кампании. 50 процентов опрошенных заявили, что положительно оценивают ее уход с поста губернатора Петербурга.
Валентина Матвиенко ушла с поста губернатора Петербурга. Как Вы относитесь к этому?
Полностью с результатами опроса можно ознакомиться на сайте журнала "Город 812"
Параметры исследования:
Телефонный опрос жителей Санкт-Петербурга, проведенный Социологическим институтом РАН в период с 20 по 24 ноября 2011 года. Исследование выполнено на системе «CATI». Научный руководитель исследования – кандидат политических наук А. В. Дука. Генеральной совокупностью для данного исследования являлось взрослое (18 лет и старше) население Санкт-Петербурга. Метод опроса – личное стандартизированное интервью. Количество опрошенных составило 1000 человек. Выборка квотная. Контролируемые параметры: пол, возраст, образование, район проживания.