Эсеры пригрозили губернатору города Георгию Полтавченко не признать результаты выборов в Законодательное собрание и призвать к этому все остальные партии. После 4 декабря и последующей ночи, когда подсчет голосов сопровождался избиениями кандидатов и выдворениями наблюдателей, исчезновением бюллетеней и затягиванием оглашения результатов выборов, ряд участников сделали вывод о массовых фальсификациях.
Подсчет голосов на выборах происходит следующим образом. Бюллетени считаются в участковых избирательных комиссиях (УИКах), оттуда данные передаются в ТИКи (территориальные избирательные комиссии), которые и озвучивают финальные цифры. УИКов в городе 1,8 тысячи, ТИКов — 30. После завершения подсчета голосов на участке составляется протокол, а наблюдатели должны получить его заверенные копии.
Перед этой кампанией Горизбирком во исполнение указаний ЦИКа принял решение: оба экземпляра итоговых протоколов, всю документацию и бюллетени сразу после подсчетов увозить в территориальную комиссию. Фактически это означает, что протокол с итоговыми результатами можно просто показать (а то и этого не делать, сославшись на введение результатов в систему ГАС «Выборы»), а потом собрать всё и увезти. Наверное, в ТИК.
Партийцы, обнаружив расхождения между результатами в копиях протоколов и официально объявленными результатами, могут судиться. До посинения.
В этой кампании повсеместно отмечались странности со списками избирателей, которые на одних участках рвались, на других просто не были прошитыми и заверенными, на третьих заполнялись с ошибками. Фактически это означает, что последовательность список-избиратель-бюллетень теоретически после закрытия участков могла быть нарушена в обратную сторону. И в результате часть бюллетеней могла быть за ненадобностью уничтожена. Или наоборот.
Еще до окончания голосования в минувшее воскресенье оппозиционных наблюдателей во многих комиссиях старались под любыми предлогами удалить с участков, обвиняя их в нарушении избирательного законодательства. Одних просто выставили за дверь, не объясняя причин. Некоторые кандидаты практически с боями брали помещения ТИКов, чтобы присутствовать при подсчете голосов. Депутат ЗакСа и кандидат в депутаты Госдумы Олег Нилов, пытавшийся пройти в ТИК, был избит сотрудниками полиции, так, что ему пришлось вызывать скорую помощь, хотя у сотрудников правоохранительных органов другая версия — кандидат был нетрезв и вел себя непристойно, а потом зацепился за металлическую урну и порвал себе штаны.
Алексея Ковалева и "яблочника" Максима Резника, требовавших допустить их в ТИК, задержали и отправили в отделение полиции. Еще днем наблюдателя от КПРФ вывели из состава комиссии, якобы потому, что она отказалась развозить бюллетени для голосования на дому — у коммунистов другая версия: женщина заметила и пресекла вброс бюллетеней.
Другими словами, так или иначе, устранение «лишних свидетелей» под любыми предлогами позволяет проще осуществлять действия, направленные на выполнение конкретных задач, поставленных перед членами маленьких комиссий за небольшую прибавку к зарплате.
Еще одна странная ситуация сложилась при подсчете голосов. Так долго первые предварительные данные выборов не оглашались даже тогда, когда избирательная система была дикой, несовершенной и не обладала набором всех необходимых технических средств. В 2002 году «Фонтанка» публиковала первые данные выборов в 23:30 — тогда Горизбиркому отчиталось о результатах почти 10 процентов участков. 5 декабря 2011 года такие данные появились только ближе к 3 часам ночи. Сейчас это объясняли просто: «Одновременно идет две кампании, поэтому подсчет бюллетеней усложнен».
Почти сразу после закрытия участков и начала подсчета голосов стало понятно, что так просто их не посчитают. Процедура затягивалась. Обещанная пресс-конференция горизбиркома откладывалась. Все его руководство уехало якобы контролировать процесс в территориальных комиссиях. Когда Думу посчитали уже больше чем наполовину, по ЗакСу появились только первые цифры на основании результатов по нескольким участкам.
В начале ночи эсеры, основываясь на первых результатах подсчетов, пришли к выводу, что они опережают «Единую Россию» почти по всем округам. В этот момент подсчет голосов в участковых избирательных комиссиях неожиданно прекратился, наблюдателям перестали выдавать копии протоколов. Оппозиционеры предположили, что партия власти решила пересчитывать результаты голосования по всему городу.
В некоторых участках председатели комиссий собрали документы, чтобы везти их в ТИКи, и уехали, но до ТИКов так и не добрались. Как рассказала «Фонтанке» кандидат по 2-му округу Нелли Вавилина, господа полицейские пытались выхватить из рук у нее и у Алексея Ковалева копии протоколов, с которыми они приехали на заседание в ТИК.
Ночью эсеры написали обращение к Георгию Полтавченко с требованием остановить фальсификации результатов выборов. В противном случае они пообещали не признавать результатов выборов и призвать к аналогичным действиям все остальные партии.
Пока окончательных результатов голосования нет, но обращает на себя внимание существенное расхождение в голосах по ряду участков, поданных за партию власти на выборах в Госдуму и Законодательное собрание. Как вы думаете, о чем это может говорить?
Антон Мухин, для «Фонтанки.ру»
P.S. Приводим одно из писем читателей "Фонтанки", достаточно ярко иллюстрирующее прошедшие выборы (авторские орфография и пунктуация сохранены. - Прим. ред.):
"Избирательный участок на участке No.86 - на Большом проспекте В.О., 65. Думаю, что отсутствием своей фамилии в списках избирателей никого не удивить. Кстати на вопрос, почему так, я услышала следующее: "Ну вы, наверное, такая молодая. Должно быть, прошлый раз не голосовали". После того, как я отстала в очередь на доп. списки, я обнаружила, что журналы, в которые девушка вносит записи, не прошиты и не скреплены штампом. На вопрос почему так, она отвечает, что они не ожидали, что придет столько людей и поэтому все печатают и делают по ходу проведения выборов. Когда она начала меня вписывать, я решила спросить: "Девушка, а вы разве не будете проверять, возможно, я уже подходила и получала бюллетень?" (Я понимаю, что проверить это не возможно. Но, тем не менее, система несовершена и мне было интересно, что они с этим делают). На что я услышала буквально следующее: "Мне все равно, я просто пишу. Вы можете отстоять эту очередь хоть 20 раз, и каждый раз я Вам буду давать бюллетень". Я уже не говорю, о том, что моего отца омолодили на 5 лет (перепутали год рождения). И исправления вносить категорически отказывались, отправляли на доп. список, и при этом отказывались вычеркивать его из основного. Но после 15 минутного обсуждения с председателям этом "беды", <наша>> все таки взяла. О председателе вообще отдельный разговор. При ответе на все вопросы, касательно бардака на его участке, он делал примерно следующее: делал ручки домиком, широко открывал глаза, смотрел в потолок и говорил: "Ну да, бардак. Ну что я могу сделать. Мне "сверху" спустили списки, я их распечатал. А почему так получается, я не понимаю". (Читательница Елена)