Подполковник Министерства юстиции на девять месяцев оказался арестантом. Неделю назад его оправдали. Его удивление при встрече с родной системой, в которой офицер прослужил более 15 лет, «Фонтанке» показалось любопытным. Тем более что и в этот раз все началось с «тамбовских».
Замначальника колонии в Обухово, подполковник внутренней службы Сергей Кашинцев был арестован в феврале 2011 года по обвинению в получении взятки. Неделю назад суд присяжных огласил: невиновен.
Хороший бренд
А за год до вердикта в колонию № 6 прибыл бренд «рейдерского Петербурга» Вячеслав Дроков. Сегодня Дроков начал открещиваться от обвинительных показаний в отношении своего шефа – Владимира Барсукова (Кумарина), а в ту зиму именно на его запротоколированном особом мнении строилась вся стратегия Следственного комитета в отношении гангстера № 1. В январе 2011-го начальство УФСИН, по словам Кашинцева, передало: «Он должен жить хорошо».
Однако
Сразу же по прибытии в Обухово у Дрокова был изъят сотовый телефон. Как говорит Сергей Кашинцев, за это Дроков получил своё единственное взыскание, которое встало между ним и досрочным освобождением. На следующий день Дроков был куда-то из ИК-6 этапирован, а через декаду подполковника Кашинцева задержали по подозрению в получении взятки в особо крупном размере и возбудили уголовное дело по части пятой статьи 290 УК России. Тогда Кашинцеву грозило 12 лет лишения свободы.
Двойка
Задерживал Кашинцева отдел собственной безопасности УФСИН, руководствуясь только показаниями двух неоднократно судимых. Денег Кашинцеву никто не передавал, передавали его знакомому, который, увидев, что в пакете вместо документов — деньги, брать его отказался.
Как говорит бывший второй человек в «шестерке», у ОСБ очень непредсказуемая видеоаппаратура: встреча зафиксирована, момент сразу же после задержания знакомого зафиксирован, а вот факт передачи денег почему-то отсутствует — техническая неисправность. Тем не менее на основании «двойки» Кашинцева арестовали.
Незаметные неисправности
Проведя девять месяцев в «Крестах», Сергей признает: «с другой стороны начинаешь видеть то, чего раньше не замечал». Сегодня подполковник уверен: «Любого начальника сначала надо посадить на полгода, а потом — начальником ставить».
- Я ведь все наши приказы, распоряжения — знаю. Я понял, они не работают, целесообразности — ноль. Что можно зэку, что нельзя — откуда эти правила пришли, из тридцатых годов? Цветные карандаши — нельзя. Почему? Что я, фальшивые деньги в камере нарисую или пропуск из тюрьмы? А нельзя, так же как и фломастеры. Цветной карандаш у зэка — это ШИЗО и никакого УДО.
- А за 15 лет службы не замечали неисправностей? – поинтересовалась «Фонтанка».
- Раньше не замечал. Считал, что так и должно идти, как положено. Когда оказываешься в камере, на всё смотришь другими глазами. Там по стенкам всякие правила развешаны: что зэку положено, что разрешено. От скуки 85 нарушений насчитал. Начальнику изолятора чуть не через день писал. По тем же правилам каждый осуждённый имеет право на приём у начальника учреждения — ни разу меня не вызвали, ответы через зэков передавали… Что там, в передачах, ищут? Наркотики? Видел я — там основная задача испортить внешний вид. А ещё не так давно одноразовые кассетные бритвы запретили. Почему, зачем — непонятно, зарезаться ей невозможно. Зато вся тюрьма завалена кассетными же положенными бритвами производства какой-то колонии — но ими бриться невозможно.
В то же время Сергей отмечает: персонал в СИЗО вежлив и корректен, к подследственным относится нормально. Вот только обращаться к администрации бесполезно. «Легче решать через зэков-хозобслугу. Можно всё, абсолютно всё».
- Раньше я думал: за мной большая сила, система. Сейчас я понял: преступный мир — они молодцы, нам их не победить, – подводит итог подполковник.
Плохой скепсис
Кашинцева со службы никто не увольнял, формально он до сих пор является заместителем начальника ИК-6 по безопасности и оперативной работе. Принято ли им решение по поводу продолжения службы в уголовно-исполнительной системе, Сергей пока не говорит. Но явный скепсис чувствуется. Кашинцев слабо верит, что пенитенциарное пространство изменится.
- Как же, система меняется... Помню, на оперативном совещании объясняют: «Мы будем жить по-новому, оценка деятельности не по «палкам», мы теперь не работаем на показатели. Но чтобы показатели были не хуже, чем в прошлом году.
Справка:
Служил Сергей Кашинцев в системе ФСИН с 1995 года, начинал с рядового в конвойном управлении. Учился, стал начальником караула, затем дежурным по учреждению, продолжил начальником отдела режима в Колпинской воспитательной колонии, затем в колонии в Форносово. В 2009-м был назначен первым замом начальника в обуховскую колонию № 6, в 2011-м уже исполнял обязанности начальника и не без оснований ждал утверждения в этой должности.
Денис Коротков, Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»