Сразу два районных суда разрешили арестовать здания, где располагается производство крупнейшего в Петербурге производителя живого пива — ООО «Василеостровская пивоварня». Аресты произведены в рамках уголовных дел, потерпевшим в которых является бизнесмен, ранее привлекавшийся к уголовной ответственности более чем по 10 статьям Уголовного кодекса.
«Коварные» пивовары
Петроградский районный суд Петербурга разрешил Следственному комитету наложить арест на котельную и нежилые здания, расположенные по адресу: улица Циолковского, дом 10, литеры «Г» и «Д». Ленинский районный суд разрешил Следственному комитету наложить арест на нежилое здание, расположенное по адресу: Курляндская улица, дом 8, корпус 2, литера «М». Фактически все три объекта располагаются на одной территории и представляют собой бизнес-центр с офисными и производственными помещениями. Арестованные здания «Г» и «Д» принадлежат ООО «Л и И», здание «М» принадлежит австрийской компании «СтПБ Холдингз ГмбХ». Обе компании друг с другом связаны, а самой известной фирмой, интересы которой оказались затронуты, является также аффилированное с хозяевами арестованных зданий ООО «Василеостровская пивоварня» - лидер рынка живого пива Петербурга («Пиво Василеостровское»).
Генеральный директор «Василеостровской пивоварни» Артём Кривонос сказал «Фонтанке», что производство модного напитка теперь полностью блокировано, однако о его исчезновении с городских прилавков пока говорить преждевременно. Некоторое время компания продержится за счет запасов пива, хранящихся в специальных емкостях. На сколько хватит запасов, Артем Кривонос уточнять не захотел — видимо, ситуация представляется ему действительно серьезной.
Аресты произведены в рамках уголовных дел, возбуждённых по двум статьям УК РФ: 170.1 и 159, часть 4 («фальсификация единого государственного реестра юридических лиц...» и «покушение на мошенничество в особо крупном размере»). В этих делах расследуются факты завладения имуществом ЗАО «ПТК "Строитель"», которому в свое время принадлежали все арестованные здания. Потерпевшим в рамках обоих дел признан генеральный директор ЗАО Александр Логоденко. Здания «Г» и «Д» решением суда разрешено передать ему на ответственное хранение. По словам Артёма Кривоноса, в связи с этим периметр бизнес-центра охраняют нанятые Логоденко люди, а самому Кривоносу и его коллегам пока удаётся проходить на территорию своих предприятий, но не удается возобновить производство. Происшедшее он назвал беспределом со стороны правоохранительных органов.
Чем же провинились пивовары перед государством, что оказались объектом столь жестких мер? Формальной причиной стали две сделки. Во-первых, в 2004 году ООО «Л и И» приобрело здание «М» у ЗАО «ПТК "Строитель"» и в сентябре 2010-го перепродало его дружественной австрийской компании «СтПБ Холдингз ГмбХ». Во-вторых, в июне 2011 года ООО «Л и И» приобрело у некоего гражданина Савинова здания «Г» и «Д».
Следствие полагает, что все эти сделки стали реализацией коварного замысла по завладению имуществом ЗАО «ПТК "Строитель"».
Сделка с джентльменом
Осенью 2009 года Его Величество Господин Случай свёл 58-летнего бизнесмена Михаила Рогинского и 40-летнего Александра Логоденко. Рогинский на тот момент являлся генеральным директором и владельцем почти 90% акций ЗАО «ПТК "Строитель"». Тогдашняя деятельность Логоденко была не публичной: в марте 2006 года он прибыл в Петербург из исправительно-трудовой колонии благодаря условно-досрочному освобождению — до окончания 12-летнего срока ему оставалось чуть больше 9 месяцев.
Михаил Рогинский героическим прошлым Александра Логоденко не интересовался – он хотел продать свои акции «ПТК "Строитель"». Логоденко выразил намерение купить: ЗАО принадлежали несколько зданий и договор долгосрочной аренды около 6400 квадратных метров земли в Адмиралтейском районе. Активами пользовались разные юридические лица, среди которых «Василеостровская пивоварня». Стороны оценили сделку почти в 100 миллионов рублей, подписали договор. Предвкушавший долгий, заслуженный и обеспеченный отдых Рогинский передал Александру Логоденко полномочия генерального директора ЗАО и переоформил на него свои почти 90% акций.
Тут-то взаимопонимание между сторонами закончилось.
Первым местом долгожданного отдыха бизнесмена Рогинского стал арбитражный суд. В нём он пытался заставить бизнесмена Логоденко заплатить ему почти 100 миллионов рублей за приобретённые почти 90% акций «Строителя». Логоденко давал слово джентльмена, что уже заплатил – наличными в полиэтиленовом пакете. Слову джентльмена суд не внял и постановил взыскать с него почти 100 миллионов. Михаил Рогинский в сентябре 2010 года жаловался корреспонденту «Фонтанки», что выигранный суд не сделал его богаче: якобы Александр Логоденко представил в Федеральную службу судебных приставов исчерпывающий пакет документов, из которых следовало, что он не располагает вообще ничем.
Одним из документов, по словам Михаила Рогинского, была выписка из реестра акционеров ЗАО «ПТК "Строитель"», из которой следовало: те самые почти 90% акций вновь волшебным образом принадлежат ему! Здравый смысл подсказывает: Михаилу Рогинскому следовало убедить судебных приставов перепроверить сей странный документ: ведь именно продажа акций стала предметом спора. Из судебного решения видно: суд взыскал с Логоденко почти 100 миллионов рублей в пользу Рогинского как раз потому, что Логоденко получил акции, но не заплатил за них.
Но Михаил Рогинский, последовав чьему-то недоброму совету, сделал «звонок другу» - обратился за поддержкой к популярному бизнесмену Михаилу Кришьяну (сегодня он особо популярен у сотрудников уголовного розыска, которые имеют вопросы по поводу одного заказного убийства, но, судя по всему, несмотря на заочный арест, не могут задать их Кришьяну – его трубка «вне зоны действия сети»). «Фонтанке» стало известно об этом от самого Рогинского в 2010 году — сегодня пребывающий в состоянии шока от происшедшего бизнесмен от общения с прессой отказывается.
«Звонок другу» стал роковым: Рогинскому рекомендовали поверить в невероятное — будто переоформленные на Логоденко акции «Строителя» принадлежат не Логоденко, а ему, Рогинскому.
Пиво арестовано!
После обращения к Михаилу Кришьяну у Михаила Рогинского начались действительно серьезные неприятности, о которых сначала он даже не догадывался. На созванном 28 августа 2010 года внеочередном собрании акционеров Александр Логоденко был с позором смещён с поста генерального директора – его место занял приятель Рогинского Дмитрий Любич. Соответствующие сведения занесли в ЕГРЮЛ.
Арбитражный суд признал решение этого собрания акционеров недействительным с указанием на целый список допущенных при его организации формальных нарушений.
27 мая 2011 года была предпринята вторая попытка лишить Александра Логоденко директорского поста на очередном внеочередном собрании акционеров «Строителя».
Первое собрание проводились под чётким руководством Максима Маркина, протеже пропавшего из «зоны действия сети» бизнесмена Кришьяна. На собрании юрист Маркин был вооружён доверенностью от Михаила Рогинского.
Кроме того, следствие полагает, что господа Рогинский и Маркин «нарисовали» документы, из которых следовало, будто за 3 недели до продажи почти 90% акций «ПТК Строитель» Александру Логоденко имущество компании было продано некоему номинальному лицу.
Рогинского и Маркина подозревают в выведении активов из компании перед продажей её акций, то есть в классическом мошенничестве. Савинов умудрился подтвердить свои права на подозрительно купленное имущество в суде и перепродал его ООО «Л и И» - компании, связанной с «Василеостровской пивоварней».
Теперь все трое, не считая Логоденко, являются фигурантами уголовного дела. Михаил Рогинский и Дмитрий Любич дали подписки о невыезде и надлежащем поведении, Максим Маркин подписки не давал – о его надлежащем поведении заботятся сотрудники следственного изолятора, где юрист содержится под арестом. Напомним статьи обвинения: «фальсификация Единого государственного реестра юридических лиц...» и «покушение на мошенничество в особо крупном размере».
Стоит ли удивляться, что в какой-то момент в арестованные здания вместо любителей живого пива пришли сотрудники правоохранительных органов?
Дела расследуются...
Увлекшиеся борьбой за права потерпевшего Логоденко правоохранительные органы, похоже, совсем забыли про начало этой истории. Между тем 8 сентября 2010 года в отношении Логоденко было возбуждено уголовное дело по факту мошеннического завладения акциями «Строителя» (4-я часть 159-й статьи Уголовного кодекса («мошенничество в особо крупных размерах»). Но, к сожалению, об активных следственных действиях в рамках данного дела ничего не известно — видимо, это тайна следствия.
Корреспонденту «Фонтанки», правда, рассказали, будто во время обыска в начале октября 2010 года в офисе «ПТК Строитель» в кабинете, на тот период времени занятом Логоденко, был обнаружен предмет, до боли напоминающий боевой пистолет. Мы обратились к генералу Суходольскому с просьбой рассказать о процессуальных последствиях находки. ГУ МВД отреагировало чётко: уголовное дело в отношении Логоденко расследуется, по факту обнаружения пистолета имеется отдельное уголовное дело, которое тоже расследуется...
В отличие от уголовного дела, возбуждённого в отношении Рогинского, расследуются как-то очень уж незаметно и не спеша.
Тем временем Логоденко наглядно продемонстрировал: документ, из которого следовало, будто почти 90% акций «ПТК "Строитель"» принадлежат Михаилу Рогинскому, предназначался эксклюзивно для сотрудников Федеральной службы судебных приставов. Чтобы тем не пришла в голову абсурдная идея исполнить решение суда, взыскав у Александра Логоденко почти 100 миллионов рублей за приобретенные у Рогинского акции.
Оградив себя таким образом от настырных посягательств приставов, Логоденко продал все акции некой гражданке Баженовой. Та обратилась в арбитражный суд с требованием восстановить справедливость: мол, формально акции мои, а фактически ими пользуется непонятный Рогинский — в частности, собирает всякие внеочередные акционерные собрания! Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области решил: Рогинский должен передать почти 90% акций «Строителя» законной владелице — гражданке Баженовой (решение не вступило пока в законную силу).
Так что Михаил Рогинский в этом противостоянии пока что является абсолютным лидером: по фактам событий с его возможным участием возбуждено 4 уголовных дела; по фактам событий с возможным участием Александра Логоденко — лишь 2. Рогинский выбился в лидеры благодаря дружеской поддержке авторитетного бизнесмена Михаила Кришьяна, Логоденко всеми своими достижениями обязан лишь самому себе.
А «крайней» в этой полной абсурда истории стала «Василеостровская пивоварня», основатель которой Алексей Ильинский сказал «Фонтанке», что также частично принадлежащему ему ООО «Л и И» здания «Г» и «Д» были абсолютно не нужны. Он дал команду приобрести их для собственного спокойствия: вместе со зданиями «Л и И» получало контроль над дорогой со шлагбаумом, открывать и закрывать который из-за конфликта между Рогинским и Логоденко стало невыносимо сложно. А пивоваренному бизнесу необходимо постоянное движение грузового транспорта (отгрузка пива, доставка солода и так далее). Ильинскому и в голову не могло прийти, что абсолютно законная сделка приведет к почти полному блокированию его пивоваренного бизнеса.
Причины же, из-за которых следствие заинтересовалось приобретением компанией «Л и И» здания «М» в 2004 году, Алексей Ильинский назвал вовсе непонятными. При этом он выразил удивление той расторопностью, с которой правоохранительные органы поддерживают Александра Логоденко.
Справка:
Про себя в разговоре с корреспондентом "Фонтанки" Александр Логоденко рассказал следующим образом:
"В моей жизни нет ничего хорошего. Я не считаю себя хорошим человеком, это однозначно. Я поклонник вашего агентства, читаю много вещей, но выглядеть клоуном и веселить читателей как-то не хочется. Делайте из меня образ врага, и у вас всё получится правильно. Если вы пообщаетесь с людьми, то они предложат вам справочку о моём прошлом..."
Этот разговор случился в августе 2010 года, когда Логоденко уже представлялся генеральным директором ЗАО "ПТК "Строитель". Он сам позвонил в редакцию после того, как мы передали ему предложение об интервью по телефону, указанному как телефон приёмной руководителя "Строителя" на официальном сайте компании. Александр Логоденко в июле 1999 года был осуждён Фрунзенским районным судом Петербурга более чем по 10 статьям УК и приговорен к 12 годам лишения свободы. Среди инкриминированных ему статей - «похищение человека», «незаконное лишение свободы», «грабёж», «разбой», «побег»...
Приговор в отношении Логоденко и его 10 подельников занимает около 90 страниц.
Справка:
По данным сотрудников ООО «Василеостровская пивоварня»:
Компания является одним из лидеров рынка живого пива в Санкт-Петербурге. Среднегодовой рост объема продаж продукции компании превышает 50%. Объем производства предприятия составляет более 20 000 дал пива и 15 000 дал кваса в месяц, а количество точек продаж насчитывает более 500 единиц. Общая сумма ежемесячно перечисляемых в бюджеты разных уровней налогов составляет примерно 10 миллионов рублей.
По сведениям «Фонтанки», ООО «Василеостровская пивоварня» образовано в декабре 2004 года. В учредительных документах компании прописаны два адреса: «Курляндская ул., дом 8, корпус 2» и «улица Циолковского, дом 10, литера «М». С 2010 года учредителями ООО являются бизнесмен Николай Митчин и австрийская компания «СтПБ Холдингз ГмбХ» (Ленинский суд разрешил арестовать сейчас принадлежащее этой компании здание «М»). Первоначально компанию учредили бизнесмены Алексей Араштаев и Алексей Ильинский. Эти бизнесмены, как следует из справки информационно-аналитического ресурса "Спарк-Интерфакс», в сентябре 2010 года являлись совладельцами ООО «Л и И» - того самого, у которого Петроградский районный суд разрешил арестовать здания «Г» и «Д».
Австрийская компания «СтПБ Холдингз ГмбХ» является владельцем «прописанного» в арестованном здании «М» ООО «Фабрика-кухня». До 2009 года владельцами компании были также Алексей Ильинский и Алексей Араштаев.
Компания «СтПБ Холдингз ГмбХ», по словам Алексея Ильинского, создавалась также им и Алексеем Араштаевым, однако сейчас там есть и другие акционеры. Австрийское происхождение компании обусловлено, как следует со слов Ильинского, российско-австрийским соглашением о взаимной защите инвестиций, показавшимся ему и его партнеру перспективным.
Стоит добавить, что несколько лет назад Алексей Ильинский вместе с известным бизнесменом Александром Кашиным («Эго-холдинг») учредили страховую компанию «Капитал-полис».
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»
Ранее по теме: