Формирующейся новой протестной волне эксперты предрекают долгую жизнь, несмотря на ее относительно децентрализованный характер. Политологи уверены, что она сможет успешно существовать только вне партийных флагов. Пока специалисты строят теории, интернет-поколение до 25 лет тысячами выбирается из Сети на улицы городов.
Предстоящие митинги в Петербурге 18 декабря и в столице 24 декабря могут быть масштабнее первых выступлений 10 декабря у ТЮЗа и на Болотной площади. Явку им обеспечил сам Владимир Путин, став лучшим пиарщиком, - солидарны и политолог Станислав Белковский и студент четвертого курса истфака СПбГУ Максим Томчин.
Белковский ссылается на заявление премьера о бандерлогах, опрометчиво, по мнению политолога, высказанное в онлайн-общении с россиянами 15 декабря. Томчин, один из создателей группы в поддержку предстоящего 18 декабря у ТЮЗа митинга недовольных, опирается на статистику: за вчерашний день аккурат после выступления премьера в группу повалил народ не только просто поучаствовать, но и с конкретным креативом.
Абсолютно все, кто стал свидетелем массового выражения гражданской позиции в последние недели, отметили, что в толпе прибавилось молодых лиц. Да что там, они составляют ее костяк. Интернет-статистика по среднему возрасту участников интернет-групп весьма показательна: 23% - от 18 до 21 года, 21% - от 21 до 24, 15% - от 24 до 27 лет, 10% - младше 18 лет, остальные — те, кому за... (в сумме среднего и старшего поколения все-таки большинство, но по конкретным возрастным категориям процент заметно ниже молодежи).
Политолог Белковский считает, что угрозы устойчивости протестному движению молодость его участников не несет, а равно положительным оказывается и способ единения: «Считаю очень эффективным через Интернет собирать людей и то, что партии не участвуют в этом, это хорошо, так как люди сейчас не доверяют им и не идут за ними, - рассказал он в беседе с «Фонтанкой». - И на Болотную выходили не политические активисты, а московские обыватели, которые хотели самим фактом своего участия в мероприятии выразить свое несогласие с результатами выборов».
При этом политическая активность проявилась, по мнению политолога, чуть ли не на подсознательном уровне. Кто организатор и кто будет выступать - не имело значения, значение имел сам факт гражданского протеста, предполагает эксперт.
Те, кто не согласен с происходящим на политической арене - «рогеры», не в музыкальном смысле. Белковский уже придумал термин для новых недовольных — РОГ — русский образованный горожанин, находящийся вне поля влияния политических партий. Максим Томчин и сама группа в соцсети отчасти подтвердили эту теорию. Все организаторы сбора — по случайному совпадению студенты четвертых курсов разных факультетов СПбГУ. Многие из тех, кто в последние дни активно участвует в популяризации митинга — тоже студенты, аспиранты, есть и преподаватели. В обсуждении на сайте есть ветка, касающаяся предложений о том, кого хотелось бы услышать со сцены 18 числа. Среди известных музыкантов, лидеров общественного мнения, все чаще звучат имена преподавателей Университета, как конкретные, так и более общее «кто-нибудь от науки». И, кажется, опасения, что приходят времена революции «хипстеров», революции «интернет-зависимых», все-таки не подтверждаются. Из Глобальной паутины выпутывается новая озлобленная интеллигенция, которой плевать на авторитет партий. Власть — это они.
Однако считаться с партиями придется. По крайней мере, в Петербурге. Неопытным в подобных делах интернет-активистам все-таки потребовалась помощь съевших собаку на этом деле оппозиционеров. Активисты приняли их материальные блага — помощь в организации технической стороны, опыт в распространении информации, знания по противодействию возможным провокациям. Взамен отдали право высказаться и быть услышанными. Но строго один человек от каждой партии или организации. Функционеров, по словам, Максима Томчина, будут щедро разбавлять люди «из ниоткуда» - простые горожане, захотевшие высказать свое мнение о происходящем.
Вмешательства партий и затягивание гражданских активистов в политическую карусель Томчин старается не допустить. При этом большое количество участников именно со стороны организованных движений само по себе должно сработать в качестве сдерживающего фактора — одни не дадут другим пропиариться больше. А наличие конкретных лиц в числе заявителей митинга у ТЮЗа должно гарантировать персональную ответственность за действия тех или иных групп.
Однако не все так однозначно. Простые участники групп в соцсетях заняли весьма радикальную позицию: не надо вообще никаких партий. Объяснить им, что пока совершенно обойтись без сторонней помощи достаточно сложно.
На прошедшей накануне встречи оргкомитета митинга 18 декабря большие споры вызвала, к примеру, сама резолюция мероприятия. Уже на этом этапе проявилась конкурентность внутри комитета. В частности, большинство согласовало пункт, касающийся требования отмены результатов выборов в петербургский ЗакС. Максим Резник, вошедший в парламент нового созыва и также принимающий участие в комитете от «Яблока», в разговоре с «Фонтанкой» отметил, что лично он предлагал несколько отличный вариант: досрочные перевыборы без аннулирования результатов нынешних.
Белковский, в свою очередь, тоже полагает, что партиям следует остаться на позициях добровольных помощников: «Очень надеюсь, что партии и оппозиция не будут пытаться узурпировать эти митинги, так как если общегражданский характер этих акций будет подорван, то в корне будет загублена сама идея и сократится количество участников», - подчеркнул он.
Сколько человек соберется у ТЮЗа 18 декабря и 24-го в столице - пока можно только догадываться, опираясь на весьма относительные и лукавые данные количества участников социальных сетей. Все сходятся в том, что после прямого эфира премьера надежда на многотысячность укрепилась. И митинговое настроение будет только усиливаться, и следующей волны следует ждать по весне. Белковский это мотивирует так: «Для выполнения задачи по победе Путина в первом туре при реальной поддержке в 35% потребуются масштабные манипуляции, которые вызовут масштабные же протесты». Он не исключает, что только на улицы столицы выйдет 100 тысяч взбешенных «бандерлогов».
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»