Юношеский максимализм привел к смерти 14-летнего петербуржца. 9 января Следственным комитетом задержаны двое подростков, подозреваемые в том, что на днях напали на восьмиклассника в Таврическом саду. Причиной поножовщины стало якобы оскорбление потерпевшим матери одного из фигурантов, имеющего восточные корни. Но никакой расовой подоплеки в этом деле нет. А вот невольной соучастницей стала девушка, передавшая полицейским последние слова умирающего.
Вечером 6 января, когда около 1200 полицейских уже начали службу возле десятков церквей Санкт-Петербурга, где через несколько часов начались праздничные рождественские богослужения, в 18:03 в 76 отдел полиции Центрального района поступило сообщение от граждан: «Напротив дома 41 по Кирочной улице – труп школьника».
Через час полицейские восстановили картину происшествия: около 17:30 в Таврическом саду гулял восьмиклассник 235 школы Александр вместе со своей 14-летней знакомой по имени Настя. Анастасия же была со своим племянником, которому исполнилось лишь год и восемь месяцев. Со слов девушки, неожиданно со спины к ним подошли два молодых человека в масках, попросили ее и ребенка отойти в сторону. Далее она видела, как началась ссора, потом драка, во время которой ее знакомому наносили чем-то удары. Через несколько минут напавшие убежали.
Юноша скончался от десяти ножевых ран еще до приезда скорой помощи.
Самым же важным в рассказе школьницы были слова, произнесенные подростком перед смертью: «Это мог сделать Алекс». Если бы полицейские полностью поверили в цитату, она могла стать ключевой в не раскрытии преступления.
Как «Фонтанке» рассказали в уголовном розыске Центрального района, оперативников смутили несколько фактов: напавшие знали точное место и время, поэтому заранее надели маски и запаслись ножами; также насторожило и то, что для хладнокровных убийц они слишком по-джентльменски отнеслись к девушке и малышу, в то же время практически дав возможность убежать школьнику.
Так как появление 6 января к полуночи Владимира Путина на богослужении в Спасо-Преображенском соборе отвлекло только тех, кто охраняет порядок в форме, оперативники уже к утру «перетрясли» все дворовые и школьные связи убитого. Следов «Алекса» замечено не было.
Проверив звонки с мобильного телефона свидетельницы Анастасии, выяснилось, что в Таврическом саду с ними присутствовала и ее подруга, о которой она умолчала. Беседы с неожиданной подругой, подругами подруг позволили детективам найти причину конфликта и истинное имя подозреваемого. Еще подозрительнее стали выглядеть показания Насти, когда выяснилось, что его зовут Армен.
Так как к 8 января в уголовном розыске были списки одноклассников и товарищей потерпевшего, то утром 9 января сыщики успели зайти в квартиру Армена буквально за час до того, как он мог бы уехать под Москву.
Вскоре был задержан и второй парень. Долго разбираться в мотивации молодых людей оперативникам не пришлось. 17-летний Армен был знаком с работой полиции, так как уже имел судимость за разбой, поэтому он достаточно прямо объяснил свой поступок – Александр оскорбил его мать как женщину.
Мы, конечно, задали вопрос, слышал ли он оскорбления лично? Он ответил, что ему передали, а его друзья врать не будут. На риторический вопрос, отчего бы не встретиться и не выяснить все лично, он ответил примерно так: «А что выяснять-то?!» – рассказал нам сотрудник уголовного розыска.
Очевидец Настя согласилась впоследствии с тем, что сообщила Армену, где они будут гулять с Александром, но не ожидала такой развязки сюжета. Имя умирающий школьник назвал правильно – Армен, но тут девушка слукавила, испугавшись. Что касается ее подруги, то она умолчала о ней, так как обе боялись гнева родителей.
По данным «Фонтанки», образы жизни задержанных и убитого восьмиклассника были слишком различны, чтобы они могли быть из одной компании. Александр учился в престижной 235 школе имени Шостаковича с углубленным изучением искусств, а его мама - достаточно известный преподаватель по классу арфы; Армен вел бесшабашную жизнь, суд его не слишком испугал, его родители - типичные петербургские предприниматели мидл-класса; второй же задержанный – учащийся кадетского училища и последние годы живет в условиях контроля и дисциплины.
Единственное, что объединяло Армена и Александра – это армянские корни по матерям. Почти все родственники Армена – выходцы из Армении, у Александра материнская линия также начинается в Ереване.
Больше же всего оперативников поразили перспективы, которые сам себе нарисовал Армен.
Он в здравом уме, спокойно и упрямо нам заявлял, что теперь пойдет по «черной» жизни. Что для этого у него уже авторитетное «резюме» - он по «малолетке» судим, да за оскорбление матери тут же ответил. Теперь дело за малым, и вскоре, очевидно, его коронуют как вора, – поделился с «Фонтанкой» один из участников разыскных мероприятий и добавил: «Если бы не труп, было бы смешно».
Что же касается представителя кадетского корпуса, то и тут, по словам полицейских, «в голове полный винегрет – он что-то пытался выдумать про честь офицера».
Тем не менее, следствие пока не до конца уверено в заранее спланированном убийстве. Армен всю вину берет на себя, признает, что только он наносил удары. Оба же молодых человека говорят о том, что первоначальное желание у них было – испугать и избить. Это же подтверждается объяснениями Анастасии.
С версией Следственного комитета согласен и начальник Управления уголовного розыска Санкт-Петербурга Константин Власов: «Мое мнение: они захотели припугнуть, а когда начали драку, то поймали, если так можно выразиться, кураж. Следователь уже в ближайшие дни оценит все обстоятельства».
P.S.
«Фонтанка» умышленно не указывает фамилии несовершеннолетних, так как без разрешения родителей и самого несовершеннолетнего, упоминать его данные запрещено Законом о СМИ.
Евгений Вышенков, Фонтанка.ру