По решению ЮНЕСКО 16 января отмечается как Всемирный день «Битлз». А 19 января исполнится 20 лет с того момента, как в Петербурге в центре «Пушкинская, 10 – Свободная культура» был основан «Храм Любви, Мира, Музыки и Джона Леннона». Обозреватель Фонтанки побывал в офисе Храма, в гостях у самого знаменитого битломана России (а, может быть, и мира!) Коли Васина. И 66-летний Коля (он просит себя называть именно так, а не Николай Викторович и не Николай!) не только рассказал о своей встрече с Полом Маккартни и Йоко Оно, но и сообщил согревающую душу новость, что Джон Леннон, оказывается, жив и скрывается в монастыре.
- Коля, то, что ваше поколение выросло на песнях «Битлз», общеизвестно. Но почему, как вы думаете, нынешняя молодежь так любит «Битлз»?
- Потому что «Битлз» - это продукт первобытного качества. Он настолько натурален и чист, грандиозен и чудесен, необычен для нашего материального мира, что «Битлз» я трактую не иначе, как чудо. Да, по всем канонам у каждого поколения должна быть своя музыка, но ни одно поколение раньше не обладало таким чудом, как «Битлз». Когда в свои 17 лет я услышал «Битлз» на «пластинках на костях», то я уже знал имена Чабби Чекера, Элвиса Пресли, Литтл Ричарда, слушал в своей комнатке втихаря от мамы и папы. Но пришли битлы, и все мои маленькие герои померкли. Битлы упали с Луны, с небес! Я до сих пор так думаю.
У Достоевского есть колоссальная мысль: «У русского православия молитвенная основа». И у музыки битлов есть молитвенная основа, особенно у Джонна и Джорджа. Поль Маккартни (Васин с детских лет зовет Маккартни именно «Полем» или «Пашей», считая, что «Пол» звучит двусмысленно и не слишком уважительно! – Прим. авт.) - гений музыки, нечто отдельно стоящее, требующее особого анализа, но Джорджа и Джона я воспринимаю как ангелов, которые пишут музыку с молитвенной основой. У них очень много музыкальных молитв, откровений. И это чувствуют дети, это чувствуют взрослые, это чувствую я. Их музыка – храмовая. Поняв это, я пришел к идее строительства храма. И сейчас у меня проблема одна – построить Храм Джона Леннона в Санкт-Петербурге. В этом храме люди будут счастливыми! Идея появилась еще в 1990 году, после пятидесятилетия Джона. Я был потрясен тем праздником в «Юбилейном», когда по приглашению нашей компании приехал Алан Уильямс, первый менеджер «Битлз», и было пять грандиозных концертов с лучшими питерскими музыкантами.
- Несколько лет назад в прессе стоял большой шум: мол, театр Аллы Пугачевой перехватил у Коли Васина и Храма Леннона место в устье реки Смоленки на Васильевском остро? Насколько это верно?
- Насколько я понимаю, там ничего не происходит пока. Возможно, нет достойного проекта для этого уникального места, а проект Храма Джона Леннона чиновники не могут поддержать. Они всегда были против рок-н-ролла и против «Битлз» - внутри не могут принять этой идеи. Двадцать лет я пишу в Смольный, но власти так ни разу своего мнения не высказали. Пока все осталось на уровне народного движения – все «за», но никто ничего всерьез не предпринимает. Наверное, нужно еще какое-то время подождать. Знаете, у меня был пророк года два назад. В дверь офиса на Пушкинской, 10 постучался незнакомый мужчина приятного вида: «Я пророк. Я пришел поговорить о вашем храме» Я ему ответил: «Да-да-да, давай садись. Очень интересно, что ты можешь мне сообщить?» «Я пророчествую – ваш храм будет через 12 лет»…
- Известно, что среди битломанов есть многие известные российские музыканты – Макаревич, Боярский, Расторгуев, не говоря уже о БГ, Шевчуке, Бутусове, Чиже и других рок-звездах. А среди олигархов, политиков, битломаны встречаются? Или нынче там, наверху, все любят «Дип Пёрпл» и тяжелый рок?
- Не сомневаюсь, что битломаны есть и во власти, и в бизнесе, но они молчат. И звезды молчат. Но ничего страшного, у нас есть «Храмовый комитет», семь человек, в котором и деды, и мальчишки двадцатилетние, очень хорошие ребята, которым я верю. А они верят в дело Храма. Мне есть кому свое дело предать. Храмовый эскизный проект сделал парень, которому всего 25. Помимо главной задачи, у нас много текущих проектов. Взгляните на наш Храмовый календарь на 2012 год! Сколько концертов, событий… А главный Храмовый праздник будет отмечен 5 октября – день рождения «Битлз». В 2012-м году битлам исполнится 50 – это великий год!
- В Википедии пишут, что Коля Васин - основатель «крупнейшего музея Битлз в России». Этому можно верить?
- Конечно. В офисе Храма на Пушкинской собраны 800 песен – все, что битлы написали за 50 лет. Здесь 300 книг о «Битлз», тысячи пластинки и пятьдесят картин русских художников. Есть уникальные экспонаты, например, майка Джона. Когда-то «Аквариум» выступал вместе с Джоан Баэз и, узнав, что питерские музыканты обожают «Битлз», американская певица подарила им майку Джона, которую берегла у себя много лет. А Боря Гребенщиков подарил ее мне.
- Есть ли подобные коллекции на Западе?
- Самая большая коллекция вещей, связанных с битлами, сосредоточена в Японии. Бизнесмены японские уже лет тридцать наезжают в Англию на рок-аукционы и скупают все битловские реликвии по любым ценам. В бразильском Сан-Пауло тоже мощный фан-клуб, там очень много групп, которые играют «Битлз». А наш город может похвастать такой славной традицией: с 1971 года благодаря вашему покорному слуге в Питере происходят праздники и концерты по дням рождениям каждого из битлов. Пусть даже в маленьких клубах, но все равно проходят. Раньше нас поддерживали большие группы, «Аквариум», «ДДТ» и другие, сейчас у них свои дела, гастроли, и настал черед молодых музыкантов…
- А есть ли на Западе такие люди, как Коля Васин?
- Есть несколько великих фанов. В основном, в Англии и Америке, есть также один итальянец, который уже написал 10 книг про Битлз и сделал 20 фильмов. Но на Западе сейчас все хотят делать на битлах деньги. В Ливерпуле выросли новые битл-магазины, куча всяких выставок, там и «Альбердок», музей «Битлз» переделали, расширили в два раза…
- В 1987 году в Ленинград внезапно приехала Йоко Оно, и в отеле «Европа» была организована встреча музыкантов рок-клуба с вдовой Леннона… Мне повезло быть там, и меня поразил один момент. Когда вы рванули к гостье с горящими глазами, Йоко резко осадила именно вас, в то время как с БГ и другими была мила и вежлива… Почему это произошло?
- Сначала музыканты и я стояли в фойе, ждали. Вдруг я обернулся и увидел ее: пожал руку и даже поцеловал. Поднялись на второй этаж, собралось человек пятнадцать. Вместе с японкой (Коля называет Йоко только так: японка! – Прим. авт.) были переводчица и редактор Rolling Stone Ян Вернер. Они втроем погрузились в кресла, и переводчица предложила кому-то из нас занять пустое кресло перед гостями. Я опередил всех, присел и успел задать японке три вопроса. Первый был о Джоне - какие акции и пластинки готовятся, второй – о Шоне, их сыне, его музыкальных пристрастиях. Она сидела как деревянная, как кукла, сложив ручки, ничего не говорила, только перешептывалась с переводчицей. Третий мой вопрос был таким: «Я бы хотел вас пригласить в свой дом и показать свой альбом о Джоне. Я делал этот альбом 20 лет, таких больше в мире нет, я горжусь им, это моя самая большая исследовательская работа, в нем около тысячи заметок, он весит 13 килограммов…»
Я пригласил ее, потому что там, где Джон, везде она маячит. Тысячи фотографий Джона и, может быть, только десять фото без японки, ее рожица всюду… Но на мое предложение японка помотала головой: ноу, ноу! Переводчица подозрительно захихикала: «Знаете, у нас нет времени». Мне это так не понравилось! Я просто тупо встал и отошел, обидевшись… Вот и вся моя встреча с женой Джона Леннона. Потом в кресло присел Боря Гребенщиков. После этого я спросил: «Боря, а о чем ты с ней разговаривал?» Он сказал: «Я разговаривал о дабл-треке, о преимуществе дабл-трека перед обычным…» Чушь какая-то!
- А я, грешным делом, тогда подумал, что такой холодной была реакция Йоко Оно на вас именно как на фана с горящими глазами! Ведь один из фанатов на ее глазах в 1980 году застрелил ее мужа.
- Я эти глупости не комментирую. Джон не умирал, он жив! Сейчас Джон Леннон, по моим данным, живет на севере Италии, он уединился еще в 1980 году. Потому что ему наше общество в количестве 6 миллиардов дураков надоело. И он живет в районе города Аллагне…
- А кого же тогда убили?!
- Это все было разыграно. Убили, скорей всего, двойника. А сам Джон уединился. Джон - крэйзи, я всегда знал это. Хотя Поль Маккартни отрицает, что Джон - крэйзи, но я все равно так считаю. Еще в 60-е годы писали, что самая традиционное для битлов - совершать нетрадиционные поступки. Это колоссальнейшая фраза одного журналиста.
Я разговаривал со многими знающими людьми в Ливерпуле, Нью-Йорке, с фанами со всего мира, и все это навело меня на мысль, что в конце 1980-го Джон Леннон погрузился на корабль и отправился сначала в Ирландию, потом в Англию, проехал через Францию на север Италии и там у знакомых монахов укрылся около города Аллагне, где в монастыре живет практически в одиночестве. А уже потом в «Дэйли Миррор» появилась статья, где также было написано, что Леннон уединился, живет в монастыре…
- А с Маккартни у вас какие отношения?
- Самые теплые. Он очень радушно общался со мной, когда приезжал в Питер, а на недавний концерт в Москве прислал нам с Севой Гаккелем вип-билеты, а также оплатил проезд. Концерт был потрясающий, Поль в такой замечательной форме. Правда, пообщаться в этот раз не удалось.
- Коля, извините за вопрос, но ведь битлы по сути лишили вас семьи, дома, детей. Это так?
- Это отдельный разговор. Но думаю, имей я семью, я бы вряд ли мог сказать, что я счастлив. Я от своего бати и мамы никогда не слышал таких слов, хотя они были очень добрые люди. А «Битлз» сделали меня счастливым, с «Битлз» я познал Бога, стал свободным человеком, и мне очень нравится жить этой бешеной жизнью под названием рок-н-ролл. Никакая семья мне бы не дала того, что дали «Битлз».
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего
Коля Васин: «Сейчас Джон Леннон, по моим данным, живет на севере Италии»
16 января 2012, 19:41
5833
Поделиться
Поделиться