Минкомсвязи РФ поддержало предложение сотовых операторов по ужесточению правил оказания услуг подвижной связи. Новая редакция этого документа, проект которого вчера представили чиновники ведомства, существенно ограничивает интересы абонентов.
В частности, в утверждаемых правительством России правилах предлагается делегировать оператору право одностороннего изменения условий договора: они признаются принятыми абонентом, который продолжил использование услуг. Схожие оговорки есть и в существующих договорах, навязываемых клиентам большинством сотовых компаний, однако арбитражная практика подтверждает их ничтожность – такие решения выносились против «МТС», «Мегафона» и ряда других операторов. Верховный суд России также подтвердил, что нормы об одностороннем изменении договора противоречат Гражданскому кодексу РФ. С принятием предложенной чиновниками новой редакции правил у абонентов, не желающих признавать измененные условия договора, будет право лишь отключиться от сети.
Другая норма может стимулировать мошенничество со стороны контент-провайдеров: уточняется, что согласием клиента сотовой компании на получение дополнительных услуг (заказ мелодий, оплата неких сервисов и т.д.) являются конклюдентные действия. К ним могут быть отнесены не только отправка SMS-сообщений, звонки и пр. (что фиксируется биллинговой системой оператора связи), но и, например, указание своего номера на сайте партнера сотовой компании. Судебная практика по этому вопросу неоднозначна: Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу и арбитражный суд не признали вымышленные распечатки, представленные ООО «Айфри» (ныне переименованное в «СМС-сервисы») доказательством заказа абонентом контент-услуг, а вот суд в общей юрисдикции в идентичном случае полностью согласился с контент-провайдером и оператором.
Также сотовые компании получат право прекращать обслуживание абонентов, которые без предупреждения в течение полугодия не пользуются услугами связи. В настоящее время большинство операторов в подобных ситуациях по истечении установленного периода (от трех до шести месяцев) начинают взимать абонентскую плату «за молчание» (от 3 до 5 рублей в сутки) до полного обнуления счета, а в дальнейшем – расторгают договор. Однако подобная практика также признана незаконной – последнее решение по этому вопросу Роспотребнадзор вынес 12 января в отношении петербургского филиала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»).
Формально изменение нормы улучшает положение абонента: по истечении полугодия его могут отключить, но за ним останется право вернуть остаток на счете. Кроме того, клиент вправе заранее предупредить оператора о нежелании пользоваться услугами в течение определенного времени, что позволит сохранить контракт и деньги. Однако как это нововведение, если его одобрит Правительство России, будет применяться на практике – покажет время.
В то же время у российских абонентов есть возможность поучаствовать в обсуждении проекта новой редакции Правил оказания услуг подвижной связи: его публичное обсуждение до конца января проводит Министерство экономического развития РФ.