Сейчас

-1˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-1˚C

Пасмурно, Небольшой снег

Ощущается как -4

3 м/с, южн

752мм

84%

Подробнее

Пробки

1/10

Каменноостровский театр - зрителям вход воспрещен

1223
ПоделитьсяПоделиться

Петербургский Каменноостровский театр реставрируют по времени уже дольше, чем столичный Большой, – его подарил Владимир Путин Кириллу Лаврову на 80-летие в сентябре 2005 года. На данный момент театр даже формально сдан. Но зрителей он принимать не может. Вчера на очередной встрече представителей театра и города Георгий Полтавченко сообщил журналистам, что берет объект под особый контроль. «Фонтанка» разузнала подробности о проблемах.

Хотя сам театр и является объектом федерального значения, но реставрационные работы там проводил КГИОП. И за проблемы с вводом в эксплуатацию театра в ответе тоже он. Так что вмешательство городских властей – логично. Перед закрытым заседанием, на которое 28 января собрались представители самого театра, Фонда поддержки БДТ им. К. Ю. Лаврова (после смерти артиста его возглавил управделами президента РФ Владимир Кожин), КГИОП и администрации города, Георгий Полтавченко сообщил журналистам, что берет объект «Каменноостровский театр» под особый контроль и поручает его заботам вице-губернатора Василия Кичеджи. Господин Кичеджи в свою очередь объявил, что соберет специальное заседание по Каменноостровскому театру в Смольном 1 февраля, после того как станут известны результаты конкурса на проведение пусконаладочных работ.

Однако, как сообщила «Фонтанке» директор БДТ Алла Ахмерова, 15 марта 2012 года как дата ввода театра в эксплуатацию, которую называли ей прежде в Дирекции по реставрационным работам при комитете по охране памятников (подчеркнем, именно эта организация, а не сам БДТ является заказчиком на все строительные работы по Каменноостровскому театру), уже не рассматривается. Отметим, что при этом театр уже однажды торжественно открывали - в присутствии Валентины Матвиенко. А проект его реконструкции получил даже европейские призы. Однако официального разрешения пустить туда зрителей так и нет.

Новый первый заместитель главы КГИОП Вячеслав Лунев, сменивший на этом посту Игоря Гришина, назвал и новый срок: апрель 2012-го. Но Алла Ахмерова и в эту дату тоже не очень верит. «Дело в том, - сообщила она «Фонтанке», - что у Ростехнадзора есть множество претензий: разрешения на эксплуатацию театра он не дает, но и проверку на данный момент произвести не может, потому что всё, что нужно проверять на безопасность, сейчас уже основательно «зашито», не ломать же стены».

Как такое могло произойти, директор БДТ, разумеется, комментировать не берется, лишь высказывает понимание по поводу того, что разрешение Ростехнадзора – крайне важный пункт, и никакого давления на эту организацию быть не может: «Безопасность людей мы должны обеспечить и гарантировать обязательно». Прежде всего, без санкции Ростехнадзора не может заработать в полную меру техника, не могут устанавливаться осветительные приборы, ибо подключение новых энергетических мощностей – весьма значительных по сравнению со стандартными, бытовыми, которые функционируют в театре сейчас, – и в самом деле чревато катастрофой при малейшем нарушении правил безопасности. Тем более что театр-то – деревянный. 

В свою очередь, как стало известно «Фонтанке», представители КГИОП на вчерашнем закрытом заседании пообещали и Василию Кичеджи, и руководству  БДТ в кратчайшие сроки выполнить большинство распоряжений Ростехнадзора. Но существует и еще одна серьезная проблема. Как известно, согласно проекту реконструкции и приспособления для современного использования Каменноостровского театра, появились подземные помещения – как говорят строители, театр «врылся в землю на шесть с лишним метров». Для чиновников это означает появление нового объекта, и вот он – новый объект – до сих пор не сформирован, по техническим и иным характеристикам. Впрочем, эта проблема КГИОПу тоже видится решаемой, и в кратчайшие сроки.

Однако не все проблемы реставрации Каменноостровского театра связаны с претензиями Ростехнадзора. Есть и другие – не опасные для жизни людей, но все же и малоприятные. Главный художник БДТ Эдуард Кочергин, который был приглашен КГИОП к сотрудничеству по проведению внутренних отделочных работ на правах консультанта, высказал серьезные претензии – прежде всего по отделке потолка и зрительских лож.

«Потолок сделан с нарушением технологии, - сообщил Эдуард Кочергин еще месяц назад обозревателю «Фонтанки». - Холст был наклеен прямо на доски и расписан. Прошла осень, зима, доски набрали влаги, потом рассохлись, пошли гулять, холст разорвался – не было же постоянного температурного режима, отопления. Да даже если бы все это было, так никто не делает. Причем я, когда увидел, что они холст на доски клеят, сказал Дементьевой (Вере Дементьевой – на тот момент главе КГИОП. –Прим. ред.), что так будет, но она мне ответила: очень, мол, хорошо, что доски видны сквозь холст, они же натуральные. Сейчас строители эти образовавшиеся щели шпаклюют. Потом будет зима, весна, лето, осень, и в конце концов шпаклевка посыплется на головы зрителей – это я вам точно говорю. Раньше холсты никогда не клеились на доски, они натягивались на подрамник на некотором расстоянии от самого потолка – так сделано и в Александринском, и в Мариинском, и в Михайловском театрах».


Кроме того, Кочергин рассказал, что рисунок на ложах набит по трафарету: «Прикоснитесь рукой – почувствуете не мазки, а шероховатость, так бывает, когда используются специальные торцовые кисти». Посетив театр, посмотрев и потрогав все дефекты, в правоте художника-мастера не усомнишься. Кстати, и еще одна претензия Кочергина – стулья, обшитые дешевым материалом вельветоном, на которых в первый же день эксплуатации отпечатываются, извините, попы сидевших, - тоже печальная явь. Стоят в ложах стулья с отвратительными белыми пятнами известной формы – очевидно, что их переобивка (стульев около полутысячи) выльется в немалую сумму. Наконец, рисунок лож действительно набит на бумаге, и она уже отрывается, как обои после ремонта, если хозяин решил сэкономить на качественных работниках.

По поводу замечаний уважаемого художника Эдуарда Кочергина «Фонтанка» отправила запрос в КГИОП и получила весьма странный ответ, который стоит привести полностью: «Что касается претензий относительно потолка, сообщаем, что общестроительными работами, в том числе подшивкой потолка, занималась подрядная организация ООО «Краски города», выполнившая подшивку потолка непросушенной доской. Исполнители-художники, зная это, предупреждали, что холст с живописью неизбежно деформируется, так как будет выходить влага, что приведет к разрывам холста и трещинам основы. Если бы доски были просушены, то этого можно было бы избежать. Со своей стороны реставраторы приняли все возможные превентивные меры - дабы избежать деформаций, проклеили холст бязью, что позволило подвижки основы и количество трещин свести к минимуму». И далее: «Мебель и обивочные материалы прошли акустические испытания и были положительно оценены авторитетной немецкой компанией "Мюллер-ББМ" с точки зрения акустических свойств и возможности использования в зале с трансформирующейся конфигурацией партера».

Акустические свойства новой мебели, вполне возможно, и соответствуют евростандарту. Но речь-то Кочергин вел об эстетическом их облике. Впрочем, возможно, не помешало бы проверить, какой обивочный материал указан в сметной документации. 

Разумеется, все недоработки и несогласования сейчас элементарно переадресовываются прежнему руководству КГИОП во главе с Верой Дементьевой (кстати, и официальные ответы КГИОП подписаны еще Игорем Гришиным, прежним заместителем председателя указанного комитета), а разгребать завалы будут те, кто буквально только что пришел в комитет, им же придется стремительно ориентироваться в рамках не самого простого проекта.

Напомним, что Каменноостровский театр был подарен Кириллу Лаврову Владимиром Путиным (тогда президентом РФ) в сентябре 2005 года на 80-летие. И поскольку значительная часть Каменного острова находится под надзором управделами президента Владимира Кожина и он же входил в состав Фонда поддержки БДТ, изначально, по словам тогдашнего директора БДТ Бориса Контребинского, предполагалось, что реставрацией займется Константиновский фонд. Его генеральный директор Геннадий Явник даже заказал и получил на руки многотомный проект (стоимостью в 100 тыс. долларов) той самой реставрации, которая проведена сейчас. Реставрацию планировалось завершить в течение года.

Однако летом 2006 года тогдашний губернатор города Валентина Матвиенко взяла этот реставрационный проект на себя, заверив Москву, что отстроит Каменноостровский театр на деньги города. Ну а дальше начались долгосрочные исследования, бумажная бюрократия. В январе 2007 года Вера Дементьева и Кирилл Лавров впервые рассказали журналистам о планах реставрации и предъявили проект. Тогда в качестве даты окончания работ звучал декабрь 2008 года. Именно в это время, по словам Бориса Контребинского, Путин на одной из встреч с руководством города задал Валентине Матвиенко вопрос: «Как там Каменноостровский театр?» И Матвиенко вынуждена была сообщить дарителю, что денег не хватает.

На данный момент на проект в целом потрачено, по сведениям КГИОП, сумма 1 511 939,0 тысячи рублей, и КГИОП особенно подчеркивает, что федеральные деньги в проекте отсутствуют. Очевидно, что цифра эта не окончательная, но прогнозы по поводу того, насколько она вырастет, до резюме Ростехнадзора строить трудно. Как и планировать сроки сдачи театра. Как с грустью заметила директор БДТ: «Мы уже поняли, что премьеру «Трактирщицы» Гольдони, которую должен был 1 апреля начать репетировать здесь режиссер Андрей Прикотенко, в Каменноостровском театре в этом сезоне мы не выпустим. Дай бог, чтобы это случилось в следующем».

Историческая справка:

Летний Каменноостровский театр (объект культурного наследия федерального значения) – уникальный памятник позднего классицизма, созданный по проекту архитектора С. Л. Шустова. В основе представленного Николаю I в 1827 г. проекта был неосуществленный замысел Елагиноостровского театра (1826). Каменноостровский театр построили всего за 40 дней. 1 июля 1827 г. состоялось торжественное открытие.

Из-за частых наводнений, высокого уровня грунтовых вод строение постепенно пришло в аварийное состояние: подгнили свайные конструкции и основания стен. В 1844 г. здание разобрано и заново построено на сплошном каменном фундаменте по проекту архитектора Дирекции императорских театров А. К. Кавоса. Архитектор повторил композицию существовавшего сооружения, но внес ряд изменений в обработку фасадов и планировку зала. Гладкие стены были отделаны под руст, устроены прямоугольные одноэтажные выступы, появился третий ярус окон. Тимпан фронтона украсила резная композиция: лира в обрамлении музыкальных инструментов, театральных масок и венков. В 1882 г. театр закрыли, в дальнейшем его использовали под склад декораций.
Через пятьдесят лет архитектор Е. И. Катонин и инженер В. П. Экскузович выполнили проект реконструкции здания.

Театр эксплуатировали в течение нескольких летних сезонов.
В 1962 - 1967 гг. по проекту архитектора И. Н. Бенуа провели реставрацию здания, которое в дальнейшем использовалось в качестве репетиционной и концертной площадки Оркестра им. В. В. Андреева (Телевизионный театр). В январе 2001 г.  театр заняла Автономная некоммерческая организация «Клуб спортивного бального танца «Ювента».

В октябре 2005 г. театр передан президентом Российской Федерации В. В. Путиным в ведение АБДТ им. Г. А. Товстоногова в связи с 80-летием художественного руководителя театра, народного артиста России К. Ю. Лаврова.
Финансирование работ по реставрации и приспособлению здания театра для современного использования осуществлялось из бюджета Санкт-Петербурга, заказчиком выступил Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

В результате строительных работ под существующим деревянным памятником появилось подземное пространство до отметки минус 6,7 м. Под землёй организованы входная группа и технологические помещения театра, что позволило увеличить общую площадь здания в 2,5 раза – с 2 689,4 м² до 6 731,8 м².  Отреставрированы деревянные несущие конструкции, обеспечена их пространственная жёсткость и устойчивость здания. Параллельно решалась задача утепления и вентиляции деревянных конструкций с учётом приспособления здания для круглогодичного использования.
 
Жанна Зарецкая, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close