МВД России уличено в завышении цен и монополизации рынка охранных услуг, в первую очередь для государственных и муниципальных учреждений. Сейчас частные структуры фактически лишены возможности на честных конкурентных торгах заключать легальные договоры, а ранее подписанные контракты по искам прокуратуры признаются незаконными. Фактически надзорный орган поддерживает монополию входящего в структуру МВД России ФГУП «Охрана», причем только на высокорентабельных рынках.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала Министерство внутренних дел России нарушителем антимонопольного законодательства. Поводом для вынесения такого решения послужило завышение цен на услуги по охране государственных объектов в Липецкой области. Однако схожая ситуация наблюдается и в других регионах, а потому в ближайшее время ФАС планирует провести работу по демонополизации рынка в общероссийском масштабе: «В рамках правительственной комиссии по проведению административной реформы ФАС считает необходимым рассмотрение вопроса о порядке осуществления МВД России функции по охране объектов, подлежащих государственной охране», – заявила Людмила Солонцова, начальник управления антимонопольного ведомства.
Кесарю кесарево
Конфликт разгорается из-за нормы закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности», действующей с 1992 года и запрещающей работу частных структур на подлежащих государственной охране объектах. Правительство России включило в перечень оных все помещения, занимаемые органами власти любого уровня, включая муниципалитеты. Такая формулировка ставит под сомнение легальность всех заключаемых в ходе торгов контрактов с частными охранными структурами и делегирует ФГУП «Охрана» (управлению вневедомственной охраны) монопольное право получать соответствующие заказы от любых органов власти, включая городские комитеты, районные администрации, муниципальные советы и пр.
Практика реализации этого ограничения в Петербурге остается крайне противоречивой. С одной стороны, в минувшем году органы прокуратуры предъявили в арбитражный суд около десятка исков о признании таких договоров недействительными, и служители Фемиды поддержали такие доводы. Так, аннулируя контракт, заключенный между муниципальным советом округа «Коломяги» и охранным предприятием «Агема», арбитражный суд указал, что правовые акты «устанавливают однозначный запрет на осуществление охраны зданий муниципальных образований силами частных охранных организаций». Защищать местные власти, по мнению суда, должно исключительно управление вневедомственной охраны ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти. Кроме того, лишенное заказа частное предприятие оштрафовали на 30 тысяч рублей – за нарушение лицензионных условий.
С другой стороны, чиновники большинства ведомств продолжают проводить установленные процедуры размещения госзаказов на предоставление услуг по охране их зданий и заключать контракты с лицензированными в этой сфере компаниями, предложившими наименьшую цену. Например, 17 января комитет по тарифам подписал договор с предприятием «Фаворит», которое за 840 тысяч рублей (то есть 96 рублей в час) обязалось в течение 2012 года обеспечить охрану помещений ведомства, организовав круглосуточный пост.
Никакого права – только бизнес
ФГУП «Охрана» в этом конкурсе не участвовало – его базовые тарифы на порядок выше: организация круглосуточного поста стоит в УВО минимум 180 тысяч рублей в месяц (247 рублей в час).
Эта цена выше и норматива финансовых затрат бюджета Санкт-Петербурга на услуги по охране объектов городского хозяйства, определенного комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли на 2012 год: за круглосуточный пост казна готова платить не более 146 рублей в час. Однако в примечаниях к приказу комитета указывается, что на гособъекты (то есть для заказчиков ФГУПа) этот норматив не распространяется.
По мнению самих ЧОПов, борьба, сопровождаемая весьма избирательными исками со стороны прокуратуры, развернулась именно за рентабельные контракты. По словам директора охранного предприятия «СКАТ» Юрия Ларькова, профессиональное сообщество Северной столицы заявляло о недобросовестной конкуренции со стороны ФГУП «Охрана» с момента его создания. Угрозу монополизации рынка представители частных структур усмотрели, в том числе, в использовании коммерческим предприятием аббревиатуры МВД: «Мы пытались наладить сотрудничество в рамках координационного совета при главе управления МВД, но услышаны не были. Сейчас продолжается монополизация рынка – госорганизациям навязывают заказ охранных структур только у ФГУПа».
Доказательством избирательности в действиях надзорного органа является опубликованный на официальном сайте госзаказ на охрану помещений самой прокуратуры Санкт-Петербурга (гаража в доме 77 по улице Марата и реконструируемого офиса на Каменноостровском проспекте, 66) – соответствующие предложения от частников принимаются до 2 февраля.
«Так сложилось – у ФГУП «Охрана» нет средств и физических возможностей охранять всё, – пояснила представитель прокуратуры по госзаказу Марина Коланькова. – Частные охранные предприятия мы приглашаем к участию, в том числе и ввиду высоких расценок, которые предлагает ФГУП «Охрана». Марина Коланькова не отрицает, что соответствующие помещения относятся к числу подлежащих государственной охране объектов, но прецедентов расторжения договоров, по ее словам, у прокуратуры пока не было.
Причем это далеко не первая попытка структур МВД России монополизировать рынок охранных услуг. По словам руководителя одного из частных агентств, несколько лет назад рассматривался проект постановления, запрещающего ЧОПам охранять любые помещения и организации независимо от формы собственности, в которых может находиться более 50 человек: все торговые центры, культурно-зрелищные организации, банки и иные рентабельные объекты. К счастью для частных охранных структур, этот документ принят не был.
Однако в антимонопольную службу, как пояснили журналисту «Фонтанки» в ее петербургском управлении, никто из обиженных ЧОПов пока не обращался. А в пресс-службе управления вневедомственной охраны Управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти прокомментировать ситуацию не пожелали.
Справка:
Одна из крупных охранных структур Северной столицы предлагает услуги по личному сопровождению (VIP-персон, туристических групп и пр.) двумя сотрудниками по цене от 700 рублей час, организацию охраны при проведении культурно-массовых и зрелищных мероприятий – от 170, сопровождение грузов – от 400 рублей в час и т.д.
Охрана перевозимого имущества и денежных средств по тарифам УВО зависит от звания задействованных в работе бойцов: час работы рядового и младшего начальствующего состав милиции оценивается в 275,50 рублей, среднего и старшего – 322,30. Услуги по личному сопровождению, охране культурно-массовых мероприятий и пр. тарифами вневедомственной охраны не предусмотрены.
Централизованная охрана квартир (гаражей и иных объектов) заявляется гражданам в 245 рублей в месяц (без учета тарифов оператора связи, установки оборудования и т.д.).
Антон Одынец, "Фонтанка.ру"