В Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете произошел перехват управления. Фактически уволенная в конце декабря прошлого года ректор Ольга Гончарук не согласилась с приказом министра образования и науки Андрея Фурсенко. 2 февраля с дюжиной крепких парней она зашла в ИНЖЭКОН. Сегодня в конфликт уже вовлечены и суд, и Министерство образования. А в университете - двоевластие.
Когда министр образования и науки Андрей Фурсенко 3 февраля, выступая в Институте точной механики и оптики на Петроградской стороне перед студентами петербургских вузов, дал негативную оценку деятельности ректора ИНЖЭКОНа Ольги Гончарук, в центре города в главном здании инженерно-экономического университета Гончарук силой восстанавливалась в своей должности.
Ольга Гончарук руководит университетом с ноября 2008 года, когда она была назначена исполняющей обязанности ректора. В июле 2009 года она была избрана ректором после министерского согласования и решения трудового коллектива. Университет насчитывает девять филиалов по России.
Гончарук руководила энергично. Так, по информации министерства, в 2010 году она уволила, понизила в должности и перевела на другие позиции 255 человек, в прошлом году еще 231. С высоты масштабов всей системы координат, где трудятся около двух тысяч человек, это статистика. Тем не менее, на имя президента РФ и в министерство начали поступать многочисленные жалобы. И с лета прошлого года в ИНЖЭКОНе было проведено несколько проверок. В том числе министерством и Счетной палатой.
В сентябре 2011 года ректору Гончарук приказом министра по результатам инспекции был объявлен выговор. К концу года обстановка накалилась и перешла в противостояние.
24 декабря ректор уходит на больничный, а перед этим назначает исполнять свои обязанности проректора по учебно-методической работе Владимира Малюка. 26 декабря в университет приходит приказ министра Фурсенко об увольнении Гончарук «в первый рабочий день после периода ее временной нетрудоспособности». Следующим приказом министр назначает исполнять обязанности ректора Евгения Жгулева.
Если учесть новогодние каникулы, то Ольга Гончарук среагировала мгновенно. 10 января она подает иск во Фрунзенский суд Санкт-Петербурга о признании незаконным приказа министра и о восстановлении ее в должности. К иску она прилагает ходатайство об обеспечении исковых требований в виде приостановления действия приказов Фурсенко.
Как прокомментировала «Фонтанке» начальник юридического отдела университета Анна Шульгина, «в определении суда от 16 января было сказано: «поскольку указанные истицей обстоятельства подлежат проверке судом в ходе рассмотрения заявленного иска, а также в связи с тем, что данные обстоятельства не обеспечат возможность исполнения решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии оснований в удовлетворении».
Предварительное судебное слушание было назначено на 10 часов утра 2 февраля 2012 года. По данным Анны Шульгиной, университет был уведомлен об этом телеграммой лишь в 12:25 этого же дня. Заседание длилось, по нашим данным, три часа, после чего судья Гурьянова, несмотря на ее прежнюю позицию и несогласие присутствовавшего на суде прокурора, удовлетворила ходатайство Гончарук.
Около 16 часов этого же дня Ольга Гончарук, имея на руках так называемые судебные меры, заходит в главное здание ИНЖЭКОНа на улице Марата. По рассказам очевидцев, ее окружают около десяти молодых людей крепкого телосложения.
Несколько часов в университете происходят словесные конфликты и неразбериха. Гости ходят по этажам, Гончарук предъявляет свои полномочия, спорит с руководителем службы безопасности героем России Алексеем Махотиным. Действия прибывших сотрудники охраны снимают на видеокамеру. Дело доходит до мелких стычек, в результате которых оператору повредили руку. Были слышны фразы: «Сейчас в голову получишь». Большинство преподавателей либо осторожно покинули университет, либо закрылись по кабинетам. Вызванный наряд полиции предсказуемо равноудалился, порекомендовав обратиться к участковому инспектору.
Видео с сайта YouTube
По мнению самого Алексея Махотина, Ольге Гончарук могли оказать поддержку еще около десяти «спортсменов», так как находились в близлежащем кафе.
3 февраля в пятницу в университет вновь пришли два представителя Ольги Гончарук. По нашим данным, они были одеты уже официально – с галстуками. Двое мужчин настоятельно порекомендовали назначенному еще в декабре прошлого года той же Гончарук Малюку подготовить приказы об их назначении. Что он и сделал. Так, новым сотрудником вуза стал житель города Пскова 26-летний Георгий Семенов. Он был принят на работу в качестве специалиста отдела студентов по международным связям, а фактически - помощником Гончарук. Далее представители Гончарук созвали собрание и порекомендовали слушаться именно их указаний.
Сам исполняющий обязанности ректора Евгений Жгулев в это время находился в столице. Он достаточно кратко прокомментировал «Фонтанке» происшедшее: «Это прямой захват федерального имущества. А если говорить в стилистике правоохранительных органов: «рейдерский захват госимущества в пользу неустановленных лиц». Ничего нового: быстрое получение «мер» и силовой заход на предприятие. Только давайте вспомним, что и бывший ректор, и я - всего лишь наемные менеджеры, а не собственники или пожизненно избранные».
Партнер юридической компании Pen&Paper Вероника Князькова так прокомментировала данное увольнение: «В данном случае министр имел право уволить ректора. Так как коллектив принимает участие только в выборе кандидатуры, а за собственником остается право расстаться с неудовлетворяющим его работником на основании трудового законодательства. Если, конечно, какая-то специальная процедура не предусмотрена уставом».
На наш вопрос, как Евгений Жгулев собирается работать дальше, он ответил: «В понедельник, как и положено, приду на работу. Конечно же, делается попытка дестабилизировать работу университета. Но я уверен, в ближайшее время все нормализуется».
В отличие от Жгулева, вежливо, но сухо поговорившего с «Фонтанкой», Ольга Гончарук даже приехала с журналистом на встречу. В достаточно сумбурной и эмоциональной беседе нам все же удалось сформулировать ее публичную позицию. Кратко она звучит так: «Министр явно перепутал государственное учреждение с частной компанией. Меня выбрал коллектив ИНЖЭКОНа. Фурсенко 3 февраля в своем выступлении, вероятно, забыл, что в государстве действуют законы – они касаются и назначений и.о., и увольнений ректора. Что касается нарушений финхоздеятельности – они были выявлены Счетной палатой в отношении деятельности бывшего ректора Михайлушкина».
Что же касается ситуации 2 февраля, то, со слов Гончарук, она зашла в университет лишь за личными вещами. «Конфликт пытался создать сам Махотин, встретив полицией с автоматами. В целях личной безопасности меня сопровождали несколько человек. Также мне стало известно, что ночью 3 февраля Жгулев и компания выносили из университета какие-то пакеты», – рассказывала Гончарук.
О том, что происходило 3 февраля днем – она не в курсе, и это, по ее мнению, «дело проректора Малюка». В конце разговора Ольга Гончарук, наконец, сформулировала и свою цель: «Доработать свой выборный срок до 29 мая 2014 года».
Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"