На нынешний день в петербургской полиции полноценно работают лишь в территориальных отделах. Все, кто выше, заняты двумя глобальными интригами: началась схватка между министром Нургалиевым и начальником ГУ Суходольским, сугубо внутренний конфликт между ветеранами главка и их новым шефом перешел в открытое противостояние. «Войны» начались практически одновременно – 3 и 4 февраля. Поводом для «похода» выбрано убийство Никиты Леонтьева.
Убийство 22 января этого года 15-летнего Никиты Леонтьева, задержанного сотрудниками милиции в Невском районе, стало федеральным событием. Трагедия повлекла публичную порку руководителей арестованного участкового, перевернуло кадры УМВД по Невскому району и, наконец, на основании приказа министра Нургалиева от 4 февраля привело к масштабной инспекции всего ГУ МВД «за принятие не адекватных мер».
В самом ГУ наружу прорвался зреющий месяцами конфликт.
3 февраля 2012 года, 19.00, актовый зал в здании ГУ на Захарьевской. Повестка совещания: массовые митинги 4 февраля, кадровые вопросы в Управлении по экономической безопасности и борьбе с коррупцией.
20.15 - к собравшимся начальникам районных управлений города и области приезжает Михаил Суходольский. Он начинает с критики отдельных подразделений и задевает своих замов – генералов Умнова и Абакумова. Вначале они корректно парируют, потом огрызаются, а затем их реакцию можно изложить в короткой фразе: «От такого и слышим». В рядах полковников становится тише, потом еще тише. После раздражения Суходольского и всего того мнения, что накопилось у Абакумова по отношению к вновь назначенному начальнику главной оперативно-экономической службы Авакяну, стало совсем нехорошо. Как рассказал «Фонтанке» один из участников: «Уверен, что все подумали, как бы диалог генералов записать на мобильник, но все же и не посмели». И добавил: «На этот раз».
Полковники удаляются, замы и начальник остаются. Когда генералы покидали здание, отдельные сотрудники внимательно разглядывали их лица и смогли констатировать: «До рук не дошло». Десятки начальников районов в это время звонят по телефонам и передают новости своим коллегам. Коллеги перекуривают с подчиненными, и о схватке не знают лишь сержанты полиции, отсыпающиеся в это время после суток.
Сам же Михаил Суходольский на брифинге 7 февраля заявил нашему корреспонденту, что «никакого конфликта не было». Также он отметил, что его стиль управления имеет право отличаться от методов руководства бывшего начальника ГУВД Владислава Пиотровского.
Необходимо отметить, что подобного рода конфликты не рождаются из-за наспех брошенной фразы. Противостояние никто не отменял с начала декабря прошлого года. С высот Суходольского ему виднее, как прокладывать курс (как он сам выражается - гарнизону), и опирается он в быстром решении кадровых вопросов на информацию своих доверенных лиц, а старая гвардия считает, что менять части такого сложного механизма без консультаций с ними – волюнтаризм.
Эта неделя началась не столько с календарного 6 февраля, сколько с фактического управленческого паралича. Метафорически атмосферу можно охарактеризовать известной фразой из кинофильма «Мимино»: «Тогда сам подбирай колор и сам крась». По слухам, некоторые руководители управлений резко заболели.
К тому же все недружно начали готовится к проверке, которая была объявлена 4 февраля приказом министра Нургалиева и которую сам Михаил Суходольский смело охарактеризовал «Фонтанке» (еще в воскресенье, 5 февраля) как "дестабилизирующую работу".
То есть он первый публично не согласился с министром. На это надо мужество и уверенность, что его поддержат в администрации президента.
Мало кто знает, что министр решил возложить «контроль за выполнением настоящего приказа на заместителя министра внутренних дел РФ генерал-полковника полиции А. М. Смирного», который исторически считается недоброжелателем Суходольского. Так что брифинг 7 февраля этого года можно было бы смело назвать по аналогии с культовой кинорепликой: «Либо я ее веду в загс, либо она меня к прокурору».
По данным нашего издания, столичным гостям рекомендовано не пользоваться служебным автотранспортом ГУ, не проживать в гостинице ГУ и уклоняться от совместных трапез.
Часть правоохранительной элиты убеждена, что Суходольского отстранят, остальные уверены, что он в своем штабе как-нибудь да справится с непокорными питерцами.
Невзирая и несмотря, подобная проверка – абсолютное событие в истории Краснознаменной ленинградской милиции и буржуазной полиции нового толка. Даже при ликвидации связей могущественного министра МВД Щелокова, после смерти Брежнева и во время «геноцида» управления БЭП в 1998 году министерство такого резонанса себе не позволяло.
Разумеется, внешне наверху уцепились за смерть Никиты Леонтьева. Но для выяснения этих причин чрезмерны даже пять проверяющих. Никита оказался хорошим поводом для карточного пасьянса, джокером в министерском прикупе.
Также любопытно, на каком уровне принимаются решения любой публичной чистки нашего ГУ в преддверии эпохальных выборов Путина? В такой атмосфере обеспечивать стабильность возле урн 4 марта петербургская полиция станет вопреки, а не согласно.
И еще: мало кто думает еще об одном объекте распрей – "горожанине обыкновенном". Он бы и хотел надеяться на нижнее, не вовлеченное в интрижище звено, но напуган такими, как арестованный участковый Денис Иванов.
Краткая характеристика соперников
Министр Нургалиев и его приближенные: несмотря на катастрофическое общественное мнение, как к нему лично, так и к министерству, невзирая на его систематические публичные заявления, с которыми может посоревноваться лишь Жириновский, генерал армии непотопляем. Аппаратные силы не покидают его, он верток.
Так как следующее действующее лицо у нас – Михаил Суходольский, то в данном контексте любопытна версия понижения последнего до уровня Санкт-Петербурга: когда силы в лице бывшего полпреда Клебанова и нынешних служб питерского УФСБ начали расшатывать стул начальника ГУВД под Владиславом Пиотровским, он и Валентина Матвиенко проанализировали ситуацию на встрече с Нургалиевым. Министр заверил, что скорее переступят через него, нежели он сдаст Пиотровского. Как говорят в администрации президента, именно в этот момент министр тайно воскликнул: «Эврика!» - и сыграл блистательный пасьянс. Он подтолкнул Пиотровского, а на его место (как на важный стратегический предвыборный фронт) порекомендовал единственного своего конкурента – Михаила Суходольского.
Дальше вы знаете: дама была бита, тузы превратились в валетов. По характеру министр таинственен, на вид глуповат, по-степному хитер.
Начальник ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Михаил Суходольский и его команда: новый начальник из семьи офицера Советской армии, закончил Краснодарское военное училище по специальности "шифровальщик". То есть в молодости сознательно пошел в одну из самых опасных профессий – в военное время при окружении части именно шифровальщик подлежит ликвидации (смотри фильм реж. Ву «Говорящие с ветром»). Суходольский взлетел на Олимп МВД в качестве первого замминистра с трамплина начальника милиции аэропорта Шереметьево.
Шереметьево – это своего рода Сочи. Через него летают все – от Ксении Собчак до министров. И все хотят не как все. Записная книжка Суходольского – в прямом смысле исторический документ России нулевых. А в роли заместителя министра он набрал уже тот вес, что стал опасен для окружающего его «мадридского двора». Суходольскому комфортна быстрота принятия решений, смотрит на проблемы он глобально, способен выбивать для петербургского главка серьезные финансовые средства.
Его команда мало известна. Несмотря на то, что он опирается на мощные фигуры, в провинцию из Москвы можно перетащить лишь близких и преданных.
Характер у Суходольского ближе к нордическому, стойкий, но взрывоопасен при перечении.
Начальник полиции ГУ МВД Сергей Умнов и его вертикаль: Умнов деревенский, он родился под Калугой, в районе, где при советской власти насчитывалось 34 матери-героини, про его родное село снимали коммунистические документальные фильмы. У него восемь братьев и сестер. После отставки Пиотровского Сергей Умнов – настоящий боевой слон, как для своих коллег, так и для всей элиты региона. Город он знает чуть лучше своей квартиры, где бывает намного реже, чем на службе. Он прошел с постового до генерала, побывав почти на каждой должности в ГУВД.
Умнов опирается в прямом смысле на соратников – его заместитель Сергей Стрелин, начальник Управления уголовного розыска Константин Власов, руководители многих районных управлений и ОРЧ. Они понимают друг друга на расстоянии и порой без телефонных разговоров. По характеру настолько спокоен, что нет сотрудника, который за прошедшие четверть века слышал бы от него крик. На телевидении существует его штамп: «Мы будем следить за развитием событий».
Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"