Оперативное совещание в петербургском главке, проведенное 11 февраля, в субботу, заместителем министра внутренних дел РФ Сергеем Герасимовым, особой конкретики по развитию ситуации в полиции - после снятия с должности начальника Михаила Суходольского - не добавило. Впрочем, дало богатую пищу для предположений. Оказалось, "звоночки" были давно, а трагедия с Никитой Леонтьевым стимулировала (как сказали бы химики) реакцию замещения.
Несмотря на то, что на календаре - субботний день, а накануне была явно волнительная пятница, в два часа дня 11 февраля зал коллегий в здании ГУ МВД по Петербургу и области оказался полон ничуть не удрученных полицейских. Более того, на лицах многих читалась искренняя оживленность и чувствовалось приподнятое настроение. Однако вся официальная часть оказалась повторением уже пройденного.
Заместитель министра Сергей Герасимов начал с того, что лично зачитал указ президента страны за номером 165 "о Суходольском М. И." (так он презентовал документ): "освободить" и "вступает в силу со дня подписания"... Офицеры в зале приуныли, поняв, что сенсации - не жди. "И еще один документ", - интерес и оживление снова явственно проступили на лицах. Однако речь зашла о приказе министра Нургалиева о назначении временно исполняющего обязанности начальника главка (Сергее Умнове - без освобождения его от функций на занимаемой должности начальника полиции). Последнее оказалось достаточно неожиданным.
Многие, вероятно, предполагали, что будет какая-то перестановка на место Умнова. Тогда уже точно не осталось бы сомнений о склонностях федерального центра по вакантной позиции начальника ГУ. Тем не менее, свой приказ Умнов слушал стоя, следуя канонам идеальной штабной культуры, и сел только после того, как ему это предложил сделать замминистра. Все это время лицо его не выражало ровным счетом ничего, кроме абсолютной сдержанности и собранности. В зал он смотрел прямо и спокойно - большинство сидящих он знает уже не первый десяток лет. В секундной паузе почувствовалось напряжение, казалось, тут должны были быть аплодисменты - слишком напряженной была обстановка последних дней, и вся она пришла к развязке. Может быть, офицеры просто успели "выдохнуть" накануне, и сегодня уже все происходило как по накатанной.
Не дожидаясь вопросов, Герасимов еще раз повторил универсальную формулу о том, что Суходольский был уволен в связи с информацией, которая была получена в ходе проверки. На ее основании президент страны и принял известное кадровое решение. Без подробностей. Далее последовала короткая справка по итогам коллегии министерства: по результатам оперативной деятельности полиции, о слабых местах, о внедрении IT-технологий и требование более пристального внимания к результатам.
"Если будет выявлено, что какие-то руководители утаивают или искажают информацию, всему подразделению будет поставлена оценка "неудовлетворительно", - напутствовал он, добавив, что полиция должна наладить "независимый аудит". Видимо, комиссия из министерства - как раз по этой части.
Подозрения в том, что главной целью проверки был Суходольский, попытался развеять полпред в СЗФО Винниченко. Он заявил, что проверка "сейчас продолжается и не уедет сегодня".
"То, что такое решение принято по руководителю (по Суходольскому. - Прим. ред.) - результат только первоначальных мероприятий", - пространно намекнул он на возможные дальнейшие изменения, перестановки и отставки. Зал, тем не менее, заскучал. Некоторый интерес вызвала одна оговорка "по Фрейду" (или не оговорка вовсе). К Сергею Умнову он без пауз и интонационного выделения обратился как к "заместителю и будущему руководителю".
От имени глав обоих регионов (Петербурга и Ленобласти) выступил Георгий Полтавченко, сказавший, что они так "с Валерием Павловичем (Сердюковым) договорились". От него развития интриги не последовало. Градоначальник максимально абстрагировался от внутриполицейского дела и сконцентрировался на выборах и выступлениях "так называемой оппозиции" - людей, которые все же "хотят и имеют право высказать свое мнение по некоторым позициям".
Ни прокуроры, ни руководители следствия, ни другие высшие чины, сидевшие в президиуме, слова не взяли. Вопросов из зала не последовало. На этом оперативное совещание закончилось.
Вопросы от СМИ были очевидны. Ответы на них, в целом, тоже. Однако вопреки всему два Сергея - Герасимов и Умнов - вышли к журналистам. Врио начальника главка выглядел довольным и еле заметно улыбался. В кулуарах журналисты говорили, что доволен он был, "как кот".
Сергей Герасимов еще раз повторил, что назначения и основания для снятия с должности - привилегия президента. По компетенции министерства добавил лишь, что и ранее "были сигналы", ситуация с убийством Никиты Леонтьева стала "квинтэссенцией" происходившего в главке. К слову, стоит отметить, что следствие все-таки квалифицирует преступление не как убийство, а по другой статье УК - 111, часть 4, - умышленное причинение вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть.
Замминистра еще раз обратился к родителям Никиты со словами соболезнования и извинениями. "Оправдания здесь нет", - добавил он, признавая, по сути, вину подчиненных.
На прямой вопрос о том, есть ли кандидатуры на пост начальника главка, Герасимов ожидаемо уклонился, апеллируя к президенту. Заодно презентовал Умнова, подчеркнув, что, выступая на совещании, не стал вдаваться в подробности его биографии, так как его и так все в городе знают, и знают о том, как он работает: "Знаете, Сергей Павлович не по пиар-акциям, а по конкретным делам. Доверие к нему абсолютно правомерное".
Рекомендация весьма говорящая и отсылающая к словам президента на большой министерской коллегии 10 февраля о том, что в МВД нет места истерике и самопиару, которые многие восприняли в адрес Михаила Суходольского как предшествовавшие решению о его отставке.
Еще раз про пиар Герасимов заикнулся, говоря о принципах внутреннего аудита, анонсированного ранее. Он снова обратился к трагической ситуации в Невском районе: "Убийство 15-летнего мальчика дает основания для проведения серьезной проверки", - добавил он, говоря об исключительности вопиющей ситуации.
При этом он, по-видимому, забыл о том, что сейчас как раз до суда дошла история с очень похожим избиением в ОБИПе Московского района, также закончившимся смертью. Как раз в ситуации с сотрудниками, попавшими под следствие по той истории, непонятного гораздо больше: высказывались версии от их виновности до полной непричастности. И оказалось выведено из строя фактически целое подразделение. Дело в суде, а проверки с такой оглаской (равно как и без оной) и на таком уровне не было.
Сергей Умнов общался с журналистами вполне как начальник главка без приставок. Напомнив о том, что он более 25 лет работает, и в основном - на оперативной службе, он перешел к тому, как планирует строить свою работу (совершенно без налета "если").
В планах Умнова поставить на первое место раскрываемость преступлений; несмотря на переаттестацию, которая должна была оставить в рядах правоохранителей только лучших, он собирается сконцентрироваться также на обеспечении уровня надежности сотрудников главка; третьим пунктом значится поддержание общественной безопасности на улицах, в том числе и при проведении массовых мероприятий. Еще одно приоритетное направление - борьба с наркопреступностью.
Здание ГУ Умнов и Герасимов покинули, оставив у присутствовавших чувство развеянной интриги и томительного ожидания конкретного назначения. Кажется, весьма предопределенного. Даже несмотря на то, что еще днем ранее Суходольский никому не советовал гадать, намекая, что, как и после ухода Владислава Пиотровского, фигура может быть снова неожиданная. Даже несмотря на местный климат, где неугодные и ставленники долго не удерживаются.
Ксения Потеева, "Фонтанка.ру"