Оригинальные скамейки и скульптуры, брандмауэры с видами на французские кварталы, а также детские площадки с разноцветными планетами солнечной системы и фигурками пришельцев. 16 февраля Управление ландшафтной архитектуры комитета по градостроительству и архитектуры отчиталось, что сделано за последнее время, чтобы избавить Петербург от имиджа города с грязными и депрессивными дворами-колодцами.
Обычно, когда мы возвращаемся домой из Европы, то начинаем непроизвольно сравнивать отечественную действительность с тем, что мы видели на Западе, и в большинстве случаев это сравнение идет в пользу наших соседей. Особенно резкой является разница в благоустройстве жилых кварталов: если в Европе принято давать двору собственный облик, насыщая его малыми архитектурными формами с авторским дизайном, то у нас чаще всего все примитивно и однообразно – две скамейки, две клумбы и одинокие скрипучие качели.
Впрочем, в последнее время не все петербургские дворы напоминают декорации к фильмам о блокаде или очередной экранизации «Преступления и наказания». Как было показано на семинаре для специалистов отделов благоустройства районных администраций и муниципалитетов, прошедшем 16 февраля в комитете по градостроительству и архитектуре, за предыдущие несколько лет в нашем городе было реализовано с десяток новаторских проектов, которые не стыдно показать западным ландшафтным архитекторам или обычным туристам.
По словам начальника Управления ландшафтной архитектуры КГА Ларисы Канунниковой, реализация этих проектов во многом стала возможна благодаря комплексному подходу к благоустройству уличных территорий: в создании и реализации проектов одновременно участвуют сразу несколько заинтересованных ведомств и компаний, которые действуют сообща, а не разрозненно, как это зачастую происходило раньше, когда комитет по благоустройству отдельно устанавливал урны, «Ленсвет» менял освещение и т.д.
Благодаря этому стало легче применять идеи и методы западных ландшафтных архитекторов. По словам Ларисы Канунниковой, для создания оригинального облика внутридворового пространства могут использоваться самые разные приемы: например, достаточно просто чуть по-другому запроектировать дорожки, которые ведут на детскую площадку, чтобы человек почувствовал себя в своем дворе совсем иначе. Или можно поиграть с формой скамейки, а не просто создать очередную вариацию на всем знакомую тему. Очень важно также использовать малую скульптуру, которой, к примеру, буквально утыканы все дворы в исторической части Стокгольма, а также цветочное оформление и даже фонтаны.
Именно эти идеи легли в основу самых известных проектов комплексного благоустройства дворов и пешеходных зон, которые были выполнены в последние годы: это и Малая Садовая улица, и Большая Московская, ведущая к станции метро «Владимирская», и сад Андрея Петрова недалеко от «Петроградской». При этом опыт западных ландшафтных архитекторов давно показал: чтобы проект был удачным, а не выглядел как набор оригинальных скульптур и нелепых скамеек, у него должна быть какая-то объединяющая тема.
Примером такого тематического стержня может служить благоустройство квартала в Красногвардейском районе, ограниченного Среднеохтинским и Большеохтинским проспектами, улицами Конторской и Молдагуловой. Проект был реализован в 2010 году, в год Франции в России, и поэтому посвящен этой европейской стране. Для создания соответствующей атмосферы на брандмауэрах были нарисованы цветные виды на типичный французский квартал – с кучно расположенными домиками, характерными окнами и обязательным магазинчиком на углу.
Новаторскими может быть не только сам двор, но даже элементы детской площадки: в Московском районе, в квартале №5 восточнее проспекта Юрия Гагарина дети играют на площадке, которая выдержана в единой космической теме: например, они могут лазить по планетам солнечной системы, перепрыгивая с Венеры на Меркурий, а с газонов на них взирают фигурки пришельцев.
Правда, сами муниципалы и районные чиновники пока не спешат менять обычные горки на каменные планеты: с одной стороны, им проще поставить что-то стандартное и типичное, с другой – оригинальный проект стоит чуть дороже, хотя и эффект от него совсем иной. Как говорит Лариса Канунникова, реконструкция всем известной Малой Садовой резко изменила ситуацию в квартале: до реконструкции здесь было много коммуналок, но после нее сразу пришли совсем другие жители – квартиры были выкуплены состоятельными людьми, повсюду появились магазинчики, рестораны и офисы.
Собственно, семинар, который прошел 16 февраля в КГА, и должен был рассказать представителям местных властей о том, как они могут изменить облик своего микрорайона. Тем более, что в скором времени Петербург ждет глобальное ландшафтное изменение: в 2015 году у нас пройдет 52-й международный конгресс IFLA (Международная федерация ландшафтных архитекторов), что по своей значимости для людей этой профессии сродни Олимпиаде у спортсменов. Как говорят в КГА, в Москве уже принято решение выделить на подготовку к конгрессу 4 млрд рублей – эти деньги будут в первую очередь направлены на реставрацию и обновление существующих садов, парков и скверов, а также на создание и реализацию десятков новых проектов. А значит, депрессивных дворов будет все меньше.
Всеволод Владимиров,
Фонтанка.ру