Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко в первый раз посетил заседание Совета по культурному наследию. В присутствии высокого гостя ученые мужи подтянулись, сумели уложить свои выступления в жесткий регламент и за полтора часа решить два довольно сложных вопроса: договориться о праздновании 200-летия Отечественной войны 1812 года и разобраться с поправками к закону «О режимах зон охраны». Причем в обоих случаях выступающие не скупились на критику в адрес «бывшего руководства КГИОП».
Заседание началось с победных фанфар градозащитников. Выступивший первым Георгий Полтавченко сообщил, что сохранение культурного наследия для Петербурга — приоритет и задача № 1. И именно с этих позиций будут оцениваться городские проекты. «Я считаю, что противопоставление развития и сохранения неправильно», - заметил губернатор и сообщил, что правительство города намерено, по примеру Москвы, установить мораторий на строительство в центре новых зданий.
«Правительство Петербурга уже готовит документ, в соответствии с которым возводить новые здания в историческом центре можно будет только в исключительных случаях и только по согласованию с Советом по культурному наследию», - сообщил Полтавченко и предложил членам Совета принять участие в программе благоустройства и реконструкции центра города. «О ней в СМИ ходит очень много слухов, не соответствующих действительности», - заметил губернатор и заверил, что направлена эта программа не на «тотальный снос всех исторических зданий», а на приведение центральных районов в порядок.
«Если мы в ближайшее время не решим вопросы, связанные с охраной памятников, то сохранять нам будет уже нечего», - закончил Полтавченко свое выступление. И обсуждение следующих вопросов блестяще подтвердило слова губернатора. Как выяснилось, Петербург абсолютно не подготовлен к празднованию юбилея победы над Наполеоном. Причем не решены не только финансовые вопросы — эта сторона даже не обсуждалась, но и самые простые организационные. Кроме того, часть памятников, относящихся к эпохе Отечественной войны 1812 года, либо уже разрушена, либо будет разрушена в ближайшее время.
«О том, что в 2012 году будет 200 лет со дня начала Отечественной войны 1812 года, мы говорили еще несколько лет назад, - начал свое выступление председатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Марголис. - Предлагали мы и подготовить программу празднования. Но прежнее руководство КГИОП как-то невнимательно отнеслось к нашим предложениям, а 2012 год, можно сказать, уже на подходе. И надо успеть хотя бы что-то сделать». К счастью, добавил Марголис, со дня вступления Наполеоновской армии в Россию до дня вступления нашей армии в Париж прошло почти два года. Поэтому юбилейные торжества будут растянуты до 2014-го, так что тщательно организовать какие-то мероприятия возможность имеется.
ВООПИиК предложил сделать центральным событием 2012 года установку памятника Петру Багратиону. «Очень странно, что в нашем городе до сих пор нет памятника этому самому популярному генералу 1812 года», - заявил Марголис и напомнил: «Еще в 2009 году был проведен конкурс, на котором победила работа Яна Неймана. Сейчас завод «Монумент-скульптура» уже практически завершил работу над памятником, и скоро можно будет его устанавливать». Место для размещения он предложил оставить прежнее, определенное еще в 2009-м - северо-восточную часть Симеоновского плаца (сейчас это «сквер у ТЮЗа»). А для торжественной установки памятника предложил выбрать 7 сентября — годовщину Бородинской битвы.
Идею одобрили и члены Совета, и губернатор. Но, как уже писала «Фонтанка» , при установке памятника в сквере у ТЮЗа город могут ждать самые неожиданные проблемы. Два года назад этот проект городских властей уже вступил в противоречие еще с одним — идеей построить в том же самом квартале новую сцену МДТ - Театр Европы. В 2009 году спор так и остался незавершенным, а теперь, похоже, грозит выйти на новый виток — 16 февраля вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи пообещал руководителю МДТ Льву Додину, что театр в квартале между Звенигородской и Марата будет построен .
Журналисты попробовали получить объяснения по сложившейся ситуации от главного архитектора Петербурга Юрия Митюрева, но выяснилось, что он ответить пока не готов. «По прежнему проекту театр располагался левее сквера, так что место для памятника остается. А нового проекта я еще не видел», - объяснил главный архитектор и пообещал «уточнить и разобраться».
Кроме установки памятника, ВООПИиК предлагает привести в порядок все достопримечательности, так или иначе связанные с Отечественной войной 1812 года. В перечень объектов, к которым надо проявить особое внимание, вошли дома Кутузова, Багратиона, Милорадовича, комплексы полковых казарм, высшие военные учебные заведения, исторические захоронения. «Кроме главной могилы Кутузова в Казанском соборе. Герои 12-го года похоронены на Смоленском, Волковом, Большеохтинском и Новодевичьем кладбищах, а также в Троице-Сергиевой пустыни, - пояснил Марголис. - И, разумеется, нельзя забывать Петропавловскую крепость. Все эти достопримечательности надо привести в порядок».
Выступление Марголиса поддержал заместитель директора Дирекции заказчика ремонтно-реставрационных работ Иван Шаховской. «Юбилей победы очень важен, - заявил он. - К примеру, мало кто сегодня помнит о Петре Витгенштейне, которого Александр I назвал спасителем Петербурга — ведь это именно его войска остановили наступление Удино, и французская армия к нашему городу не подошла».
«Между тем, - отметил Шаховской, - в городе нет не то что памятника Витгенштейну или улицы-переулочка, названных в его честь, нет даже ни одной мемориальной доски. А ведь где-то находится дом, в котором он жил — может быть, даже еще цел. И, наверное, надо было бы повесить мемориальную доску или установить памятный знак». «То, что память Вингенштейна никак не увековечена в Петербурге, это, может быть, самая явная историческая несправедливость», - заключил он.
Помнили о Витгенштейне члены Совета по культурному наследию или нет, неизвестно, но выступление они выслушали в гробовом молчании и единодушно одобрили, не произнеся ни слова. Одобрение вызвало и второе предложение Шаховского, который напомнил, что на Старо-Петергофском проспекте в районе домов 41-45 и скверика была установлена триумфальная деревянная арка по проекту архитектора Кваренги — именно через нее проходили возвращающиеся войска. «Надо бы взять этот скверик под охрану, - заметил он. - И потом тоже установить в нем памятный знак».
Взявший слово Андрей Пунин, профессор Академии художеств, искусствовед, ехидно сообщил, что одним из самых знаменитых памятников, связанных с войной 1812 года, нужно считать здание казарм на Марсовом поле. «Это, по сути, была казарма-мемориал, - объяснил он. - К тому же, я один из немногих свидетелей тому, в 1944 году в нее попал снаряд, и фасадная стена была выпучена на полметра. Когда этот снаряд обезвреживали, люди, которые выполняли эту работу, погибли — в честь их подвига установлена мемориальная доска. А приведение стены в прежний вид — это очень сложное остроумное решение. Которое тоже нельзя не отметить».
«К сожалению, сейчас этот дом продан под реконструкцию гостиницы, - завершил свой рассказ Пунин. - Но хотелось бы, чтобы до нынешних владельцев здания эта информация была донесена. И они при проектировании отеля как-то учли всю историю бывших казарм». Напомним, в 2010 году дома 1 и 3 на Марсовом поле были целевым назначением (без торгов) переданы братьям Зингаревичам, основателям группы «Илим». Сделка вызвала недовольство Управления Федеральной антимонопольной службы, которое вынесло постановление о признании правительства Петербурга нарушившим закон о конкуренции, но соглашение осталось в силе.
Председатель петербургского отделения ИКОМОС Сергей Горбатенко напомнил о важности Петергофской дороги и ее связи с войной 1812 года. О подвиге ополченцев — солдат Копорского полка, сформированного из крестьян Ораниенбаумского уезда. И предложил губернатору города разобраться в истории со сносом казарм 36-й Гвардейской инвалидной роты героев войны 1812 года, располагавшихся рядом с Катальной горкой. «Валентина Матвиенко приказала «снести эту рухлядь», и их снесли! - рассказал он. - А территория была отдана под застройку».
Горбатенко обратился к губернатору с просьбой — снести коттеджи, построенные на месте бывшего памятника, и восстановить здания казарм. «Все равно в этих домиках никто не живет, - горячо доказывал он. - Я разговаривал с местными жителями, они убеждены, что коттеджи построены чисто символически — чтобы потом продать участок подороже». Для Георгия Полтавченко это предложение оказалось полной неожиданностью, но он, справившись с легким шоком, пообещал «разобраться» и «посмотреть, что можно сделать».
Иван Шаховской заявил о том, что жителей Петербурга надо «учить любить и понимать ценности, которые у них есть». «Раньше комитет много занимался просветительской деятельностью, но три года назад она полностью сошла нет, - заметил он. - Может быть, специалистам комитета снова начать издавать сборники работ и проводить тематические уроки в школах, как это было раньше? Нельзя отказываться от функции просвещения».
«Проблема сохранения памятников — это проблема морали, - поддержал его кинорежиссер Александр Сокуров. - Раз мы не можем применить к тем, кто разрушает культурное наследие, нормы закона, то давайте выставим им жесткие моральные ограничения! Надо пофамильно назвать всех инвесторов, принявших решение уничтожить памятники, чиновников, выдавших согласование, архитекторов, которые построили все эти чудовищные сооружения в Петербурге! Пусть все знают, кто конкретно виноват».
Губернатор идею «морального позорного столба» не поддержал, но согласился с тем, что механизмов воздействия на недобросовестных застройщиков у власти нет. Есть возможность только выписать штраф на смехотворно маленькую сумму, причем в девяти случаях из десяти застройщик начинает пытаться обжаловать наложенное взыскание в судах. Георгий Полтавченко предложил свои меры воздействия. «Я обращаюсь ко всем тем, у кого может возникнуть соблазн использовать лазейки в наших законах, - заявил он. - Если мы не сумеем остановить вас на этом проекте, то «догоним» вас на следующем — у города такая возможность есть». «Недобросовестные инвесторы попросту лишатся возможности работать в Петербурге, - пообещал глава города. - И, если они заинтересованы в сотрудничестве и развитии своей деятельности, то пусть призадумаются».
Кира Обухова,
Фонтанка.ру