Пятичасовое несанкционированное стояние на Исаакиевской площади закончилось уже ночью. Пришедшие под лозунг "Против нечестных выборов" выражали свой протест неорганизованно, словно не знали, что делать, да и зачем, по большому счету, - тоже. Полиция говорит о 300 доставленных в отделы, оппозиция - о 480.
За полчаса до начала первой из двух анонсированных оппозиционерами акций на Исаакиевской площади, рядом - на главном плацу Петербурга, вдруг начался городской концерт, посвященный Международному женскому дню. На Дворцовой собрались более тысячи человек. Стоящие группами по 5-10 человек неохотно разговаривали с корреспондентом «Фонтанки», утверждая, что все они просто проходили мимо. Прямо с флагами Московского и Невского районов в руках. Некоторые говорили, что услышали о празднике по радио. «Фонтанке» анонс, вопреки традициям, не пришел. Нет соответствующих сообщений и на официальном сайте Смольного. А сотрудники комитета по законности и правопорядку и вовсе отказались разговаривать с корреспондентом "Фонтанки", оставив без ответа вопрос - кто подал заявку на проведение мероприятия на главной площади города, когда и что за акция там готовится (читатели сообщали, что бюджетников свозят на митинг в поддержку победителя президентских выборов).
Оглушающая музыка на Дворцовой создавала атмосферу праздника. Совсем иная аура царила на подходе к Мариинскому дворцу. Планировалось, что в 18 часов сюда придут сторонники оргкомитета движения "За честные выборы", а к 19.00 на несогласованную акцию подтянутся приверженцы «Гражданского комитета». Таким образом, оппозиция еще до начала мероприятия снова показала свою несистемность и несогласованность. В отличие от полиции, которая с самого утра 5 марта стояла в ружье у памятника Николаю I.
Ближе к часу встречи недовольных выборами и ОМОНа выяснилось, что кинематографистам приспичило снимать кино именно в этот день у Мариинки. Поэтому наличие натурального броневика на площади добавляло ощущение подготовленной провокации на революционную тему. Правда, потом его все-таки увезли.
В начале седьмого вечера на Синем мосту собралось едва ли не три десятка горожан, принадлежность которых не сразу можно было определить: не то протестующие, не то зеваки. Когда на переправе собралось чуть меньше сотни, полицейские лениво стали просить освободить проход, чтобы не мешать пешеходам.
Это тоскливое «Уходите» - «Мы хотим здесь стоять» продолжалось минут 40. Полицейские изредка гоняли нарушителей с проезжей части, горожане молча стояли, явно не зная, что им делать. В это время у крыльца Мариинского дворца около тридцати человек в шарфах КПРФ имитировали встречу с депутатом. Ни них никто не обращал внимания: ни полиция, ни пресса.
К 19 часам из здания Законодательного собрания вышли лидер петербургского «Яблока» Максим Резник, депутаты ЗакСа Борис Вишневский и Вячеслав Нотяг, а также предводитель питерского отделения незарегистрированной партии «Другая Россия» Андрей Дмитриев. К этому времени народу на краю Исаакиевской прибавилось значительно — можно было говорить о тысячах. Люди стояли, заполонив весь тротуар между Мойкой и Большой Морской. Максим Резник, поговорив с полицией, позвал население к крылечку ЗакСа, откуда уже ушли коммунисты - снова имитировать общение с депутатами, так как этот формат не требует согласования с властями.
Как только небольшая (от общего количества) группа прошла за желтое ограждение, стало понятно, что это ловушка. Здесь задерживать гораздо проще и удобнее. Речь самого Резника потонула в общем гуле фотовспышек журналистов, а вот баритон Андрея Дмитриева можно было услышать даже на значительном расстоянии. Лидер «Другой России» протянул вверх руку с белым листом в руках. «Этот бюллетень — прямое доказательство фальшивых выборов, - сказал он. - Здесь нет фамилии Эдуарда Лимонова, здесь нет фамилии Григория Явлинского». Дмитриев демонстративно разорвал его, пара человек последовали его примеру. Толпа начала скандировать: «Ваши выборы — фарс», превращая «встречу с депутатами» в несанкционированный митинг. Бойцы ОМОН взяли группу протестующих в кольцо, сотрудники ППСП одного за другим стали разносить по автобусам: депутата Максима Резника, депутата Бориса Вишневского, депутата Вячеслава Нотяга.
В числе первых был задержан и Андрей Дмитриев. Но если народных избранников, благодаря мандатам, тут же отпустили, то лидеру питерских лимоновцев, скорее всего, грозят серьезные последствия, учитывая, что он находится на подписке в связи возбужденным уголовным делом по «экстремистской» статье. К слову, были задержаны и остальные другороссы, которые тоже находятся на подписке.
Горожан к этому времени уже насчитывалось порядка трех тысяч. Плотной массой они занимали тротуары - в центр площади было не пройти из-за заграждений и ОМОНа. Стихийно то тут, то там сканировали антиправительственные лозунги. ОМОН рванул, рассекая на части людскую толпу, окружая живым забором. Бойцы ППСП по одному выдергивали кричащих.
В какой-то момент возникло ощущение ирреальности. Женские истеричные визги, многоголосье «Позор! Позор», мечущиеся по площади цепочки ОМОНа, тщетные призывы разойтись. У подножия памятника Николаю I за происходящим мрачно наблюдал начальник ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Сергей Умнов. Вдруг над толпой взметнулись красно-черные флаги анархистов, группа из (приблизительно) 50 человек бросилась по Большой Морской к Невскому проспекту, следом рванул ОМОН. По дороге зажгли пару дымовых шашек. Бойцы успели перегородить путь в районе Кирпичного переулка, анархисты в массе своей ушли огородами.
К 20 часам ГУ МВД заявило, что на площади собрались около 800 человек, задержано порядка 70. Обвинить полицию в лукавстве вряд ли возможно, восемь сотен в трехтысячной толпе точно было. На Исаакиевской теперь люди стояли на тротуарах рядом с гостиницей «Астория» и на противоположной стороне дороги. Сотрудники ГИБДД практически вручную регулировали движение, почти умоляя «не рисковать жизнью, не выходить на проезжую часть». Люди продолжали стоять на тротуарах, и формально задерживать их было не за что. Тогда объявили, что сейчас на площади начнется уборка и надо освободить территорию. Следующие 20 минут уборочная техника каталась вокруг пятачка с императором, полируя щетками чистый асфальт, а горожане, скандируя и пуская петарды, стояли и смотрели на полицию с тротуара.
Практически под занавес в полицейский автозак метнули коктейль Молотова, машина загорелась, но ее быстро потушили. Задержали парня, который назвался Иваном Лапшиным, но категорически отрицал свою причастность. Бутылки с зажигательной смесью летали еще дважды, четвертую изъяли у группы молодых людей, которых задержали позже. Сейчас в отношении них решается вопрос о привлечении к уголовной ответственности. Движение «Оборона» тут же заявило, что задержаны их активисты: Григорий Копп, Дмитрий Землянкин и Полина Стронгина. Организация заявляет, что уверена в их непричастности к преступлению.
Дальнейшее можно описать двумя словами: скучно и холодно. Небольшая группа примерно из 200 человек продолжала стоять на тротуаре. Изредка участники мероприятия и полиция играли в салочки: молодые люди с криками бегали вокруг сквера, а сотрудники ППСП их догоняли. Создавалось впечатление, что делали это ради согрева и развлечения. Примерно через час и это всем наскучило. В начале одиннадцатого вчера Исаакиевскую площадь покинули последние митингующие. Разъехались и сотрудники полиции.
ГУ МВД продолжало настаивать, что участников акции было 800 человек, триста из них доставлены в отделы полиции. Разбираться с ними предстоит всю ночь. У Николая I остались дежурить пара-тройка машин полиции, в том числе ОМОН. Уходя, корреспонденты «Фонтанки» услышали брошенное спецназовцами в спину: «До завтра».
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»