Смольный запустил городской портал, с помощью которого можно посмотреть, где сейчас находится общественный транспорт. Правда, пока лишь в тестовом режиме: максимально полно на карте отображаются только автобусы «Пассажиравтотранса». Электротранспорт полностью появится там к апрелю-маю, остальные автобусы – к июлю, а в будущем, возможно, будут сделаны и приложения для смартфонов и планшетников.
О том, что Смольный разрабатывает городской транспортный портал, «Фонтанка» рассказывала еще в мае 2011-го, когда подрядчик – IT-компания CSBI Group – презентовал его пробную версию на выставке, посвященной интеллектуальным транспортным системам. Еще почти год разработчики потратили на исправление ошибок и доработку проекта, он был недоступен для обычных пользователей. Наконец, с 6 марта на него может зайти любой по адресу: transport.orgp.spb.ru.
Портал представляет собой интерактивную карту, на которой отображены автобус – кирпичным цветом, трамваи – зеленым, троллейбусы – синим. Данные о передвижении поступают с ГЛОНАСС-навигаторов, которые за последнее время были установлены на всех видах социального общественного транспорта.
Правда, несмотря на полную оснащенность навигаторами, максимально корректно на портале пока отображаются только автобусы «Пассажиравтотранса». Социальные автобусы, которые обслуживают частные перевозчики, на карте не видны – как говорят в комитете по транспорту, эти маршруты появятся на ней только к июлю, а до этого времени будет идти отладка системы. Что касается электротранспорта, то пока портал показывает лишь часть трамваев и троллейбусов, работающих на линии: увидеть их все можно будет к апрелю-маю.
У портала есть три основных функции. Самая простая – возможность следить за движением транспорта на карте, чтобы понять, где реально находится тот или иной автобус, трамвай или троллейбус. Можно также найти остановку, на которой вы сейчас находитесь, и посмотреть, когда на нее прибудет конкретный маршрут, при этом время рассчитывается исходя не из расписания, а из реальной скорости транспортного средства в потоке.
На самой карте остановок нет – ее адрес нужно ввести в поиске. Если точного адреса вы не знаете, то можно просто написать, например, «Невский проспект», а потом выбрать нужную остановку из списка – если, конечно, известен номер дома. Еще один минус поиска остановки: почему-то нельзя сразу указать, что вам нужно показать маршруты всех видов общественного транспорта, которые проезжают мимо этого места. В главной строке нужно выбрать только один, и только потом, когда перед вами появляются результаты поиска, можно поставить галочку и перед автобусом, и перед троллейбусом, и перед трамваем и еще раз нажать на кнопку поиска.
Наконец, третья функция – это возможность указать нужный маршрут, а система должна автоматически указать вам, сколько остановок нужно проехать до конечного пункта, нужны ли пересадки с одного транспорта на другой, а если да – то какое расстояние нужно пройти между остановками. Установить стартовую и конечную точки маршрута можно двумя способами. Первый – ввести их вручную в строке поиска, второй – поставить флажки на карте.
По личному наблюдению корреспондента «Фонтанки», второй способ гораздо удобнее: например, система не распознает такие запросы, как «Станция метро "Рыбацкое"» или «Станция метро "Ломоносовская"», а требует указать конкретный адрес, где расположен вестибюль станции. А его знают лишь единицы – за ненадобностью. Отметим, правда, что идентичная система, которая помогает установить маршрут, уже давно действует в сервисе Google. Maps, причем она также отличается большой дотошностью, указывая в том числе, и сколько метров нужно пройти пешком.
Приведем конкретный пример маршрута. Допустим, нужно зачем-то доехать от Смольного до Исаакиевской площади (например, в Законодательного собрание), причем обязательно на общественном транспорте. Петербургский транспортный портал предложит следующий маршрут: нужно выйти из здания городского правительства и пройти 203 метра до остановки, а там сесть на автобус №79 и проехать 9 остановок до Московского вокзала. Там нужно выйти и прошагать еще 328 метров, сесть на 27 автобус и на нем добраться до Исаакиевской площади. Очевидно, что более удобным было бы сесть на троллейбус №5 и никуда не пересаживаться, но система, скорее всего, не предлагает его, так как пока электротранспорт почти не отображается на портале. Зато Google выдает маршрут с использованием именно этого троллейбуса.
Пока портал достаточно медленно грузится как на обычный компьютер, так и на смартфоны и планшетники. Скорее всего, это связано с тем, что, как говорят в комитете по транспорту, на период тестовой эксплуатации на нем могут присутствовать до 500 пользователей одновременно. Так что, видимо, для того, чтобы узнать, когда же на остановку прибудет твой автобус или троллейбус, пока лучше будет пользоваться старым и проверенным способом – усиленно вглядываться вдаль.
В целом же информация, которая отображается на карте, достаточно адекватна: корреспондент «Фонтанки» проверил это, выйдя с iPad'ом в руках на Невский проспект в районе Малой Садовой улицы. Но пока максимально точно отображаются только маршруты «Пассажиравтотранса»: из десятка троллейбусов, которые проехали мимо Елисеевского на время проведения эксперимента, портал отобразил только один. Кроме того, некоторые автобусы почему-то застревают на карте и подолгу видны в одной и той же точке, хотя в реальности они давно уехали.
Помимо портала, в ближайшее время на остановках должны появиться информационные табло, на которых также будут отображаться данные с навигаторов с указанием времени, когда прибудет тот или иной маршрут. Пока они есть только на остановках на Конногвардейском бульваре, однако, как говорят в комитете по транспорту, их планируется установить и по другим адресам. Наконец, есть в ведомстве планы по разработке приложений для смартфонов и планшетных компьютеров: все-таки выходить на него через обычный браузер, вроде Safari, не очень удобно. Однако это произойдет только в том случае, если проект будет популярен среди горожан.
Кстати, в большинстве европейских городов подобные транспортные порталы существуют давно. Например, жители Турина могут следить за городским пассажирским транспортом на сайте www.5t.torino.it: в месяц сайт посещают порядка 222 тысяч уникальных пользователей. Есть такие порталы и в России. Например, за троллейбусами Мурманска можно следить на сайте www.troll51.ru, автобусами Рязани – www.bus62.ru. При этом они оба основаны на картографическом сервисе Google, в отличие от петербургского портала, который работает с менее популярной системой OpenStreetMap.
В общей сложности на разработку петербургского портала было выделено 2,4 млн рублей. Отметим также, что подрядчик – компания CSBI – также выигрывала большинство тендеров на установку ГЛОНАСС-навигаторов, а затем и на их обслуживание.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"