Ходить нам по улице Белинского или Симеоновской, Марата или Николаевской? В обсуждении этих вопросов примут участие петербургские интернет-пользователи. С такой инициативой выступил вице-губернатор Василий Кичеджи на заседании городской топонимической комиссии. Общественная дискуссия поможет решить судьбу более 30 исторических объектов, вокруг которых ведутся ожесточенные споры с сентября 2010 года. Тогда правительство Валентины Матвиенко не согласилось вернуть им дореволюционные названия. Не исключено, что команда Георгия Полтавченко поступит по-другому.
В 16.00 в 359 кабинете Смольного, где проходило заседание городской топонимической комиссии, царила довольно напряженная атмосфера. Членов органа – известных в городе архитекторов, ученых, краеведов – впервые за долгое время попросили представляться перед выступлениями. Это было связано с тем, что в качестве председателя комиссии сегодня дебютировал вице-губернатор Василий Кичеджи.
Чиновник зашел в кабинет с двухминутным опозданием и сразу подчеркнул, что намерен действовать осторожно. «Я в Петербурге уже пять месяцев, идет шестой. Не скрою, долго оттягивал начало работы в комиссии. Нужно было лучше познакомиться с людьми, документами, городом. Я выбрал для этого такой большой срок, так как чувствовал огромную ответственность за те изменения, которые мы предлагаем городскому правительству», – сказал он.
Большая часть заседания была посвящена довольно будничным вопросам. Члены комиссии рекомендовали названия для безымянных проездов в Парголово и Шушарах, в районе Парнаса и Коломяг. Немного спорили, но чаще всего сходились во мнениях. Серьезную дискуссию вызвал, пожалуй, только вопрос о новом переулке в Красногвардейском районе (проезд от проспекта Энергетиков до Салтыковской дороги), которому было предложено дать наименование Рублевики. Так называлась деревня, которая находилась когда-то в этой местности. «Слишком много нехороших ассоциаций с Рублево-Успенским шоссе в Москве!» – критиковали идею одни. «Живое и симпатичное название», – отмечали другие.
- Многие на этот счет будут острить, писать. Но это, может быть, и интересно. Мы все патриоты рубля. И выступаем за то, чтобы на территории России обращался именно он, а не другие финансовые единицы», – высказал свою позицию Кичеджи. И члены комиссии дружно выразили поддержку.
Самый важный для горожан вопрос – о возвращении исторических названий более чем 30 объектам в Петербурге – был запланирован в повестке дня под номером 10. Однако его рассмотрение специально по просьбе Василия Кичеджи было перенесено на конец мероприятия: после 11 и 12 вопросов.
В 2010 году топонимическая комиссия уже давала рекомендации по возвращению исторических названий нескольким десяткам петербургских объектов. Это решение вызвало нешуточную дискуссию, но правительство Валентины Матвиенко его, в конце концов, не поддержало.
Сегодня по спорному вопросу было доверено доложить директору Института культурных программ Андрею Зонину. Который подчеркнул, что речь идет не о переименовании, а лишь о возвращении дореволюционных названий объектам. «Членов комиссии вряд ли можно заподозрить в экстремизме, – сказал он. – В свое время мы переименовали проспект Маркса в Большую Сампсониевскую, а вот проспект Энгельса не тронули – потому что он изначально так назывался».
Топонимисты углубились в изучение перечня предложенных к переименованию объектов (заметим, что их количество в бумагах у разных членов комиссии почему-то не совпадало, но, в общем, было близко к 40). Среди них – с 1-й по 10-ю Советские улицы, которые, по предположению комиссии, станут Рождественскими, набережная Робеспьера, которая может превратиться в Воскресенскую, площадь Восстания, которой прочат название Знаменская. Зонин отметил, что не сомневается: коллеги поддержат эти нововведения. Однако Василий Кичеджи призвал не торопить события.
«Я бы все это вынес на обсуждение. Если мы вывесим информацию в Интернете, попросим петербуржцев подумать вместе, то получим более полную картину», – сказал вице-губернатор. Он признался, что и сам живет на 9-й Советской, и его это абсолютно устраивает.
– Что значит “устраивает”? – уточнил Зонин.
– Значит, что устраивает все абсолютно. Я имею к этому привычку, и, чтобы что-то менять, лично меня надо переубедить, – сказал Кичеджи.
– Мне, как жителю улицы Куйбышева, было бы приятнее жить на Большой Дворянской, – вступил в обсуждение председатель комитета по культуре Дмитрий Месхиев.
Другие члены комиссии тем временем посоветовали задуматься о петербуржцах, не имеющих доступа к интернету, и организовать дискуссионные площадки на городском телеканале.
Итоговое решение по «уличному» вопросу выглядит так: общественное обсуждение проекта, действительно, начнется. Оно продлится два месяца. В мае топонимическая комиссия соберется вновь, и, в зависимости от мнения горожан, предложит свое решение городскому правительству.
На какой именно площадке в Интернете развернется общественная дискуссия, пока не известно. Будут уточнять топонимисты и окончательный список улиц, которым суждено «вернутся в дореволюционные времена». Так, историк архитектуры Борис Кириков считает, что его надо максимально расширить. Андрей же Зорин, наоборот, убежден: перечень стоит сделать «максимально коротким и ударным» - иначе петербуржцев не переубедить.
Софья Вертипорох, "Фонтанка.ру"