Бывший вице-губернатор Юрий Молчанов работает старшим вице-президентом ОАО "Банк ВТБ" все-таки в обход закона. По крайней мере, на этом настаивает депутат ЗакСа Максим Резник. Он направил письмо прокурору города Сергею Литвиненко, в котором излагает свое видение законодательных норм о работе бывших чиновников. Юристы Смольного и независимые эксперты говорят, что юридические изыскания яблочника ошибочны.
По логике Резника, руководство ОАО "Банк ВТБ" должно было проинформировать Смольный о заключении трудового договора с Молчановым и получить согласие на заключение этого договора. Если же этого не произошло, то Молчанова должны уволить с новой работы.
Первый раз судьбой бывшего вице-губернатора Максим Резник озаботился в конце февраля текущего года. Он направил градоначальнику Георгию Полтавченко запрос о том, каким образом он уходил из Смольного. В обращении депутат ссылался на публикации в деловых СМИ, которые сообщали о том, что бывший вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов с 14 февраля этого года работает старшим вице-президентом ОАО "Банк ВТБ" и курирует инфраструктурные проекты банка, в том числе строительство Западного скоростного диаметра и нового терминала аэропорта Пулково. За реализацию этих проектов он отвечал, работая в Смольном.
Тогда Максим Резник отмечал, что в течение двух лет после увольнения чиновники не вправе замещать должности в коммерческих организациях и курировать вопросы, которые входили в круг их обязанностей во время государственной службы. Это возможно только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов. По закону "О противодействии коррупции" несоблюдение этого требования влечёт прекращение трудового договора. В связи с этим Максим Резник просил, чтобы губернатор сообщил, поступала ли от руководства ОАО "Банк ВТБ" информация о заключении трудового договора с Молчановым и было ли дано согласие на заключение этого договора.
Однако уже через несколько часов в комитете по госслужбе Смольного пояснили: сотрудники Смольного разделены на государственных гражданских служащих и лиц, занимающих государственные должности. К последним относятся губернатор, вице-губернаторы, главы комитетов и городских районов. Они, как поясняют в городском правительстве, не попадают под действие требований о необходимости согласовывать свою будущую работу в бизнесе. Положения закона о коррупции относятся только к госслужащим. В юридическом комитете администрации Петербурга дополнили: стремление у вице-губернатора обратиться в конфликтную комиссию было. Но ему объяснили, что этого не требуется.
Между тем к Максиму Резнику пришел и ответ губернатора на его запрос, в котором сообщалось, что «ни Ю. В. Молчанов, ни его работодатель ОАО «Банк ВТБ» не сообщали в правительство Санкт-Петербурга о заключении с Ю. В. Молчановым трудового договора».
Однако депутат на этом не успокоился и обратился в горпрокуратуру. С новыми аргументами. В своем обращении в надзорное ведомство Резник рассказывает, что 3 декабря прошлого года появился новый пункт в федеральном законе об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти в регионах. В нем написано, что на лиц, замещающих госдолжности (к которым относятся вице-губернаторы), все же распространяются все ограничения, указанные в законе о коррупции. В том числе и ограничения на 2 года после работы на госслужбе по занятию профильным бизнесом без согласия предыдущего работодателя.
Впрочем, и независимые юристы, и специалисты Смольного придерживаются другого мнения.
Юристы Смольного вообще назвали введенный 3 декабря новый пункт о распространении действий закона о коррупции на лиц, замещающих госдолжности, бессмысленным: «Закон о коррупции и так распространяется и на госслужащих, и на лиц, замещающих госдолжности, только положения для них есть разные, разные статьи, разные ограничения. И новая статья не объединяет никаким образом антикоррупционные ограничения, введенные для двух разных групп должностей», - сообщили в комитете.
По словам адвоката Яны Корзининой, в законе о коррупции действительно есть ограничительная норма для работы в профильном бизнесе. «Но содержится она в статье 12, посвященной госслужащим и муниципальным служащим. В том же законе есть отдельная статья 12.1, которая посвящена ограничениям для лиц, замещающих государственные должности (к ним относится, в том числе, вице-губернатор). Так вот в этом пункте 12.1 никаких запретов на профильную работу в бизнесе в течение 2 лет без согласия предыдущего работодателя нет».
Кроме того, как отметила адвокат, суть нововведений от 3 декабря прошлого года вообще в другом: «До введения новой нормы определенные ограничения для лиц, замещающих госдолжность (вице-губернаторы, депутаты и пр.), касались всего перечня государственных должностей. Но в этом пункте говорится о том, что эти ограничения теперь касаются всех лиц, замещающих государственные должности, кроме депутатов и мировых судей». Объясняется же это тем, что для депутатов и мировых судей есть отдельные ограничительные нормы законодательства.
Александра Медведева, «Фонтанка.ру»