Градозащитная общественность называет как минимум преждевременной панику, связанную с выданным, якобы, губернатором Петербурга «Газпрому» разрешением на возможность застроить Охтинский мыс. Эксперты, члены совета по культурному наследию, опрошенные «Фонтанкой», единогласно заявляют - говорить о каких-то принятых решениях, а уж тем более — делать выводы, пока рано. Границы памятников еще не установлены, а режимы использования территории не определены. Поэтому ни о каком строительстве и даже перепродаже участка не может быть и речи.
На заседании рабочей группы комитета по государственному использованию и охране памятников действительно было принято решение о судьбе Охтинского мыса. По итогам обсуждения и изучения результатов историко-культурной экспертизы, проведенной летом 2011 года, которая вызвала немало нареканий и споров, было принято решение — включить территорию Охтинского мыса в государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия - достопримечательное место «Охтинский мыс: культурный слой 5 тыс. до н.э. - XX в.».
При этом два выявленных объекта культурного наследия — участок рва крепости Ландскрона и участок рва и стены Ниеншанца остаются под защитой. Эксперты рекомендуют сохранить эти фортификационные сооружения даже в том случае, если не будет выполнено никакой музеефикации. Границы этих объектов пока не установлены, не определен и режим использования территории. Но, как комментируют в КГИОП, к этой работе будут «привлечены авторитетные специалисты».
Эксперты, участвовавшие в заседании, не отрицают того, что принятое решение было компромиссным, поскольку разрешает хозяйственное использование части территории Охтинского мыса. Но поднявшаяся в связи с этим в СМИ паника им непонятна.
«Это вполне разумный компромисс, - замечает зампредседателя Совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик. - Поскольку город четко обозначил свою позицию — денег на выкуп этой земли в бюджете нет, а ожидать какого-то спонсора, который согласится вложить деньги в создание археологического музея, не приходится. Поэтому надо думать, что делать с Охтинским мысом». «Сейчас, - поясняет он, - главная задача для сохранения наследия состоит в том, чтобы определить границы двух памятников, на месте которых абсолютно точно ничего нельзя будет строить, и определить режим использования территории. А он, думаю, будет достаточно жестким».
«Я полагаю, что вынесено разумное решение, - прокомментировал «Фонтанке» принятое распоряжение КГИОП председатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис. - Режимы использования этого достопримечательного места будут разрабатываться с учетом находящихся на нем памятников археологии. И сейчас главная задача определить границы этих объектов и выработать такие возможности освоения Охтинского мыса, чтобы наследие не было уничтожено». «Новое руководство КГИОП, в отличие от старого, не стало послушно брать под козырек, - не преминул вставить он шпильку. - И я не сомневаюсь, что разрабатывать режимы и определять границы будут высокопрофессиональные археологи и специалисты».
Принятое решение не вызвало тревоги даже у заведующего сектором архитектурной археологии отдела изучения и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа Олега Иоаннисяна, до последнего времени активно протестовавшего против экспертизы, на выводах которой обосновал свое решение КГИОП. В комментариях активистам «Живого города» он указал на то, что режим территории будет разработан с учетом памятников археологии, а это значит, что об уничтожении наследия говорить не приходится. Да и вообще, делать какие-то выводы можно будет только после завершения всех экспертиз и окончательного утверждения всех документов.
Собственники многострадального земельного участка, ОДЦ «Охта», заверили, что не собираются выходить на территорию с бульдозерами. «Мы будем принимать какие-либо решения только после того, как будут завершены все процедуры, и границы памятников окончательно утвердят. Пока все вопросы не разрешены, мы не будем предпринимать никаких шагов», - сообщили в пресс-службе компании.
Напомним, необходимость создания рабочей группы по Охтинскому мысу при КГИОП возникла в 2011 году, после того, как спор экспертов о судьбе памятников зашел в тупик. По распоряжению Росохранкультуры при раскопках был сохранен только Карлов бастион. Остальная часть крепости раскопана «до материка» - уровня, на котором уже невозможны никакие археологические находки. И, по выводам экспедиции ИИМК РАН, говорить о музеефикации всего памятника не имеет смысла — земляная крепость разрушена практически полностью. К таким же выводам пришла и экспертная комиссия, возглавляемая известным археологом, профессором Леонидом Беляевым.
Однако, по мнению Петра Сорокина, руководителя экспедиции СЗНИ «Наследие», проводившего исследования с 2006 по 2009 год и подписавшего акты о передаче под строительство значительной части территории, музеефикации подлежит вся бывшая крепость — состояние памятника вполне позволяет это сделать. К тому же, как настаивает археолог, на Охтинском мысу остались недообследованные участки.
Ситуацию должна была разрешить Росохранкультура, поскольку археологические объекты относятся к памятникам федерального значения. Но это ведомство свое слово сказать не успело - оно было расформировано в июле 2011 года. Обязанности по надзору за федеральными памятниками перешли к Минкульту, но структура, которая справлялась бы с этой задачей, в министерстве пока не создана.
Пока тянулось время, петербургский КГИОП взял на себя миротворческую миссию — в комитете была создана рабочая группа, которая должна была выполнить сверку данных обеих экспедиций (процесс проходит под контролем градозащитников). После того, как данные отчетов СЗНИП «Наследие» и ИИМК РАН будут сопоставлены, чиновники и общественность надеются наконец прийти к выводу о границах памятника и выявить объекты, которые нужно музеефицировать, а также обнаружить недокопанные участки. Эти выводы будут представлены федеральным органам власти. Пока пройден только первый этап.
Стоит отметить и еще одно обстоятельство. Стоимость создания археологического музея пока не просчитана, но эксперты предполагают, что для разбивки даже простого ландшафтного парка потребуется не меньше 30 миллионов долларов. По результатам опроса «Фонтанки», лишь 17% читателей нашего издания выразили желание скинуться на проект. Наиболее же популярным ответом стало предложение скидываться тем, кто боролся против «Охта центра» - этот вариант выбрали более четверти проголосовавших. Еще четверть уверенно заявила, что не будет принимать в этой затее никакого участия. И 24% надеются, что финансирование выделит государство.
При этом стоимость земельного участка, принадлежащего «Газпрому», эксперты оценивают от 20-30 до 60-80 миллионов долларов. Как уже писала «Фонтанка», в освоение территории уже было вложено 7,8 миллиарда рублей, из них 300 миллионов — на археологические раскопки.
Кира Обухова, «Фонтанка.ру»