Помимо самого беглеца из Вологодской колонии Алексея Шестакова 24 марта арестованы еще два непосредственных соучастника организации побега. А 23 марта в Санкт-Петербурге по этому делу весь день работали оперативники управления уголовного розыска, так как без петербурженки Татьяны Важалиной федеральной новости не состоялось бы.
Вертолетный побег из колонии в Шексне под Вологдой отсидевшего половину срока за убийство Алексея Шестакова вызвал эмоции не только в пенитенциарной системе. Такое "кино" в России еще не снимали. Преступникам потребовалось меньше минуты, чтобы провернуть задуманное. Однако и правоохранительные органы сразу же ответили на вызов.
Арендованный вертолет Ми-2 без четверти 9 утром 22 марта завис над территорией колонии в Шексне на 15 секунд, после чего взмыл в воздух уже с Шестаковым. После приземления, как уже установило следствие, освобожденный поспешил в сторону Ярославля на такси, а спасавшие его 35-летняя Татьяна Важалина и 36-летний Александр Русаков добираться домой должны были самостоятельно. Вертолет вместе со связанным пилотом был брошен, но до Петербурга помощники так и не доехали.
Шестаков был обнаружен недалеко от города Грязовец. Он попытался отстреливаться от полицейских, предсказуемо был ранен и задержан. По данным «Фонтанки», запираться он не стал и рассказал о своих подельниках. В первую очередь о своей подруге по переписке - Татьяне. Изучая именно ее связи, удалось восстановить цепочку событий и всех фигурантов. Все в той или иной степени принимавшие участие в высвобождении Шестакова оказались связаны с Петербургом.
По предварительной информации, вначале было установлено, что в Вологодскую область, а точнее - в Череповец, Важалина приехала вместе с Русаковым на темно-красной «Ауди-100», которая не принадлежала кому-либо из них. Выяснять, кто владелец и отчего он согласился стать таксистом в этой истории, пришлось уже сотрудникам управления уголовного розыска Санкт-Петербурга.
Ранним утром 23 марта этого года хозяин искомой иномарки уже беседовал с офицерами полиции. Водителем оказался гражданин Украины по имени Богдан, снимающий комнату на Васильевском острове и подрабатывающий частным извозом. Молодой человек ранее не был замечен в связях с преступным миром, поэтому прибывшие в Санкт-Петербург следователи из Вологды допросили его, приняли его объяснения и не стали задерживать. Судя по всему, зная его именно как водителя, Татьяна Важалина и попросила отвезти их с Русаковым. Уточнить обстоятельства поездки и знакомства нам не удалось, так как Богдан отказался комментировать что-либо "Фонтанке".
Что касается Важалиной и Русакова, то они прекрасно понимали, что сразу после столь лихого поступка все пути из Вологды им будут закрыты, и не спешили уезжать оттуда. Они были задержаны около 16 часов 23 марта.
Личность самой Важалиной в ГУ МВД нам охарактеризовали как "бывалая и тертая". По нашим данным, она родилась в Ленинграде в 1976 году. Большую часть жизни прожила на Большом проспекте Петроградской стороны, возле памятника Добролюбову. В 2002 году она выходит замуж и меняет фамилию Петушкова на Важалину. Ее супруг неоднократно судим, да и сама она неоднократно становилась обвиняемой. В середине 1990-х была судима за хулиганство, затем за незаконный оборот наркотиков. В 2008 году, по данным «Фонтанки», даже объявлялась в розыск за Петроградским районом как скрывшаяся от суда опять же по делу о наркотиках. Также ее список задержаний имеет пункт "проституция". Вечером 23 марта в коммунальной квартире, где ей вместе с двоюродным братом принадлежит пара комнат, был проведен обыск.
Что касается Александра Русакова, то он также проживал в нашем городе, но, скорее, как постоянный гость, последнее время являлся сожителем Татьяны.
Именно ее и подозревают в организации по-голливудски закрученной схемы побега. Впрочем, есть версия, что она все это делала только по указке самого Шестакова за гонорар в два миллиона рублей, а непосредственно побегом занимался все-таки Шестаков, координируя происходящее с нескольких телефонов прямо из колонии. Он же выбрал модель вертолета, наиболее подходящую для его целей, нашел базу, куда Важалина и Русаков смогут беспрепятственно пройти с оружием (чтобы направить воздушное судно именно к колонии, они угрожали им пилоту).
Кому отдать лавры организатора дерзкого побега, устанавливает следствие. В Следственном комитете Вологодской области отмечают, что и Шестаков, и Важалина приписывают идею вертолетного побега и ее реализацию себе.
Ксения Потеева, Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"