Восторги по поводу обнаружения клада - столового серебра в особняке Нарышкиных - Трубецких постепенно утихают, но все громче звучит вопрос: все ли ложечки на месте? Несколько тысяч предметов очевидной исторической и культурной ценности больше 40 часов оставались без присмотра. Почему - заинтересовалась «Фонтанка».
Сотрудники полиции говорят, что описывать найденные раритеты придется несколько дней, представители КГИОПа заявляют, что понадобится не меньше недели. Количество найденного уникально для подобных кладов, однако остаются серьезные сомнения относительно полноты находки. В ситуации, когда даже специалисты не берутся оценивать ее примерную стоимость, правоохранительные органы заинтересовались подтверждением того, что все найденное было в целости и сохранности доставлено от места закладки до того помещения, где его презентовали сначала представителям КГИОПа, а лишь спустя сутки и правоохранительным органам.
- Проводятся мероприятия, которые докажут, что никакие части найденного в том или ином объеме не пропали во время перемещения. А равно и в то время, пока охрану осуществляли не сотрудники полиции. Проверяют и само потайное помещение в перекрытиях между 2 - 3-м этажами здания. Причем не основного, а флигеля.- такое заявление сделал руководитель так называемого «антикварного» отдела Управления уголовного розыска Владислав Кириллов, комментируя предпринимаемые действия пресс-службе ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области.
Действительно, временной промежуток с момента обнаружения до выставления полицейской охраны более чем внушителен - 41 час, как подсчитала «Фонтанка». В «Интарсии» утверждают, что ящики (хотя в первых сообщениях объемы найденного измеряли 40 мешками) с неизвестными предметами обнаружили в конце рабочего дня 27 марта — около 18 часов. Тогда же ящики зачем-то перенесли - «в отдельную охраняемую комнату для обеспечения мер безопасности», сообщает «Интарсия».
Дальше, в 11.06 28 марта, «Интарсия» отправила факс с информацией о находках в КГИОП, приглашая представителя комитета Славу Симкину и представителя отдела учета к 14 часам. Судя по всему, в назначенное время они прибыли на объект оценить находку. Увидев масштабы и объемы, эксперты тем не менее не поспешили предавать сей факт гласности. Как минимум, не сообщили незамедлительно в полицию. Информация от зампредседателя КГИОПа в 78-й отдел поступила только в 10.45 29 марта. Правоохранительные органы среагировали незамедлительно: выставили охрану и направили на место «антикварщиков», следователей и экспертов.
«Интарсия» объясняет свои действия тем, что они строго следовали установленным регламентам — о находке доложили в КГИОП, а вопрос о том, выставлять или нет охрану, должны были решать компетентные органы. Поэтому компания и не стала набирать «02». В пресс-службе КГИОП сегодня, 30 марта, сначала объяснили, что эксперты прибыли на объект «вчера, 28 марта, сразу же после обращения в полицию», но потом выяснилось, что просто перепутали даты. Дополнительных комментариев от комитета пока не последовало.
В настоящий момент официального подтверждения информации нет, но, по словам читателей «Фонтанки», есть данные о том, что перенос находок в отдельное помещение был более чем оправдан. Якобы в ночь после обнаружения частная охрана — сотрудники компании «Спектрум» (входящей в группу «Стаф-Альянс»), работающие на объекте, пресекли попытку рабочих вывезти с площадки 20 мешков «строительного мусора», набитых фамильным серебром Нарышкиных.
История с обнаружением коллекции сразу же обросла разного рода конспирологическими версиями, предполагаемыми наследниками. Немаловажным стал вопрос о том, как делить. По закону государство отдает 50% собственнику и нашедшему от рыночной собственности клада (здание и земельный участок компания «Интарсия» арендует, так что собственником выступает город). Вспомнили про рабочих — многим интересно, сколько человек будет «записано» в строительную бригаду. Равно как и остается неизвестным, как быстро они рассказали начальству о находке.
Ксения Потеева, Кира Обухова, «Фонтанка.ру»