На некогда блистательном петербургском рок-небосклоне давно уже застой и затишье: мегазвезды продолжают бороздить гастрольные просторы, молодежь тусуется на фестивалях и в небольших клубах… Но вот не так давно появилась группа с самыми серьезными амбициями и огромными возможностями. Запомните это имя - группа RоVноденствие.
Они назвали свою программу «Пинкфлойдовщина», и заполонили весь Питер афишами, на которых музыканты облачились в наряды демиургов. 14 апреля RоVноденствие в концертном зале «Аврора» сыграет в одном шоу с «Високосным годом». Накануне концерта, который заявлен как масштабное и смелое шоу, музыкальный обозреватель Фонтанки побывал на репетиции, в студии RоVноденствия, встретился с фронтменом, автором музыки и текстов Игорем Силиверстовым.
Степан Богатырев
- Игорь, название вашей программы удивляет и озадачивает – «Пинкфлойдовщина»… Это такой «закос» под группу «Пинк Флойд»? Пусть даже в хорошем смысле слова...
- Да, «Пинкфлойдовщина»! Наша программа называется этим простым русским, даже деревенским словом, понятным любому мало-мальски подкованному любителю классического рока. Словечко, разумеется, разговорного жанра, но настолько емкое, что мы не постеснялись вынести на афишу. Ходят про нас всякие легенды, мол, куда им до великих «Пинк Флойд», но мы и сами знаем, что – куда нам, ни на йоту не приблизиться, но мы честно стараемся...
Степан Богатырев
- Да, но «Пинк Флойд» - музыка, рожденная уже много лет назад, музыка другого времени…
- Мы не согласны: музыка «Пинк Флойд» не стареет. Когда вы приходите в Русский музей и смотрите на картину Репина, у вас ведь не возникает ощущения, что она устарела!
Да и, поймите, у нас «закоса» никакого нет, стараемся не уподобляться подражателям, а создаем оригинальную группу. Хотим в нашем творчестве сохранить некую интригу.
Но главная идея наша в создании на записях и тем более на сцене и видео некоей ауры, своего образа, глобального мира. Не привязываясь к какому-то стилю, не делая акцент на звучании каких-то инструментов. Да, рок-музыка играется на гитарах, барабанах и клавишных, но важно - ради каких целей играется.
Нам близка идея глобализма, когда музыка не прописана на определенной территории, а живет во всем мире. Эту идею, по моим понятиям, ярче всего сумели отразить «Пинк Флойд».
"Королева", группа RоVноденствие
Сейчас, когда музыка предельно коммерциализовалась, важно было создать группу, которая далека от шоу-бизнеса, мы не ставим цель заработать денег с помощью гитар и рок-шоу.
Как бы пафосно ни звучало, но мы совершенно искренне стараемся привнести идею глобальной культуры, хотим, чтобы она была реализована, по крайней мере, в нашем городе и нашей стране. Конечно, это тяжело. Потому что мы сами себя сбиваем постоянно, от этой идеи постоянно пытаемся отойти в какие-то привычные рамки. Признаюсь честно, пока у меня нет четкого, стопроцентного понимания, что и как надо делать завтра, послезавтра, через месяц, но есть главное ощущение, что мы на верном пути находимся.
"Пусть каждый", группа RоVноденствие
Хотя никто не знает, когда придем к желаемому результату. Как заметил в свое время Борис Гребенщиков: некоторые люди всю жизнь бродят вокруг музыки и не могут сути, зерна найти, а другие интуитивно раз – и нашли! Мы пока «бродим», но мы найдем!
- Игорь, ваш путь к созданию RоVноденствия тоже тернист и извилист. Помнится, вы были основателем и идеологом одного из первых рок-клубов «Лесопилка», работали с группами «Король и Шут», «Виктор», «Джанку» и «КС». Вы организовывали многие концерты, а также фестиваль к 40-летию Виктора Цоя, прошедший в 2002 году в СКК и оставивший яркий след в рок-летописях… Затем вы погрузились в серьезный бизнес, добившись немалого. И вот опять вернулись в музыку…
- Все композиции нынешней программы RоVноденствия были написаны в конце 80-х – начале 90-х годов. Они хорошенько «отлежались», и хотя с той поры много воды утекло, и моя жизнь кардинально изменилась, но я в течение 20-ти лет пронес их в себе, не забыл. И для меня это имеет сегодня самый серьезный смысл…
Больше года назад это потребовало выход. Я нисколько не шучу, но действительно в один прекрасный момент мне какой-то голос внутренний сказал: надо, чтобы все это вышло! Каждый из нас периодически слышит какие-то голоса, но не ко всем прислушивается... У меня это случилось даже не в Питере, а в Новгородской области. Помню этот момент, когда я услышал: «Это должно выйти! Освободись от этого психологически! Чем дальше это будет в тебе сидеть, тем больше ты это будешь чувствовать».
Так появилась мысль собрать группу, найти единомышленников. Интересно было взглянуть на музыку еще и через призму нынешних возможностей. Сегодня мы имеем возможность содержать студию, работать со звуком, делать концерты, у нас нет ограничений технических, наоборот, даже какой-то перебор… И уже без этой мысли жизни нет. Я по-прежнему занимаюсь бизнесом, но без музыки уже свою жизнь не вижу. Несколько раз я думал: может быть, это какое-то баловство, поиграю и забуду! Но все-таки приходил к мысли, что нет, все делаю правильно, все так и должно быть.
- А бизнесу ваше увлечение музыкой не помешало?
- Как ни парадоксально, оно помогает бизнесу, потому что мы на свои концерты приглашаем друзей, коллег, партнеров. После недавнего концерта в «Авроре» 20 марта, многие на меня смотрели с удивлением: а он еще и поет?! Но ведь если человек поет, значит, у него все хорошо, все нормально! Значит, с ним можно продолжать иметь дела, работать…
У нас довольно серьезный бизнес, он такой технологичный. Большие трубы, батареи, тепло и все, что с этим связано. Это не просто торговля какими-то конфетками. От нашего бизнеса зависит благополучие многих горожан в плане теплообеспечения, водообеспечения, газа и так далее.
Я считаю, что это серьезный и ответственный бизнес. И когда еще «а он еще и поет», то это добавляет к нашему бизнесу какую-то новую краску, если хотите, «монументальность». К тому же мы явно не развлекаемся, не трень-брень-оркестр, поем не про любовь-морковь, хотя в нашем творчестве любовная лирика доминирует.
Но она не показушная, не подростковая, не попсовая… Когда мы начали концертную деятельность, то выяснилось, что люди позитивно воспринимают нашу музыку, наш подход к творчеству, и RоVноденствие становится интересно все большему кругу слушателей.
- RоVноденствие позиционирует себя, как «музыкальный коллектив людей , у которых есть желание добиваться максимально качественного и вкусного звучания своих песен»… Что за музыканты играют в вашей группе?
- Молодые, ищущие, есть и питерцы, и приехавшие из провинции. Все с очень хорошим образованием. Их собрал и опекает Сергей Носихин – клавишник и музыкальный руководитель, опытный и талантливый музыкант, в свое время работавший в группе «Сильвер» с Михаилом Боярским и Владимиром Ермолиным.
В состав группы входят: Евгений Валишин – гитара, Денис Филиппов – барабаны, Летиция Кравцова – бас, Евгений Кудрявцев – гитара, Сергей Носихин - клавишные. И я Игорь Силиверствов - вокал, автор музыки и текстов. В круг наших друзей входят все новые и новые профессионалы. Мы занимаемся студийной работой с Олегом Барановым, знаменитым саунд-продюсером, которые работал с Земфирой, «Мумий Троллем».
Нам с Олегом удалось понять друг друга, причем последние несколько сеансов работы провели больше в беседах, чем за микрофоном или техническими штуками. Но после этого процесс пошел, мы очень быстро записали самые сложные партии. Понятно, что сейчас технические возможности позволяют из никудышного вокалиста рок-виртуоза, но у нас уже давно нет желания спрятаться за компьютер…
клип на песню "Любовь здесь больше не живет", группа RоVноденствие
RоVноденствие
И мы уже видим концепцию будущего альбома, сразу отметая формат поп-культуры, законы шоу-бизнеса. Меня не покидает такое ощущение, что в шоу-бизнесе относятся к зрителю, к народу, как к быдлу, как к потребителю. Но это огромная ошибка…
- Ваши кумиры «Пинк Флойд» прославились еще и грандиозными шоу…
- Свет, видеоряд, пиротехника – все это чрезвычайно важно, и уже на концерте в «Авроре» 14 апреля вы увидите у нас не просто набор песен, а многоплановое шоу.
- Почему на афишах вы облачились в наряды демиургов?
- Стараемся и внутри себя и «снаружи» создать какую-то ауру. Не хотели быть как все и надевать рокерские кожаные куртки, а решили облачиться в неких героев-демиургов. Демиург – это волшебник, старающийся изменить мир.
Вот и мы тоже по мере своих сил и способностей стараемся изменить мир. Пусть не весь мир, а мир музыкальный… Пусть пока не в масштабах всей Россию, но мы уверены, что в Петербурге, городе с такими славными рок-традициями, сегодня не хватает такой группы, как RоVноденствие.
- Игорь, как вы думаете: что сказал бы Роджер Уотерс (один из основателей «Пинк Флойд»), нередко приезжающий в наш город, о вашем проекте?
- Думаю, мы бы ему понравились. В принципе. Если бы он постарался вникнуть... Хотя не обошлось бы без критических замечаний и пожеланий. В любом случае, мы бы с радостью сыграли для него, нам было бы не стыдно.
Нельзя стыдиться своих дел, если вы делаете их честно и откровенно. В нашей обычной жизни, в бизнесе лукавства, обмана и двойных стандартов в избытке, так что было бы кощунством переносить это еще и на музыку, на творчество…
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего