Четвертое послание, последнее в должности премьера Владимира Путина, уже избранного президентом России, длилось более 3 часов. Это был рекорд по ранее проведенным встречам с депутатами Госдумы. В апреле 2009 года послание длилось 75 минут, весной 2010 года - 83 минуты. В прошлом году послание длилось 2 часа 16 минут.
В первой части Владимир Путин уверенно заявил, что экономика преодолела последствия спада кризисного периода 2008 - 2009 годов, потому что власть показала свою состоятельность. И все потому, что «мы сознательно отказались от психологии выживания, мы выбрали путь развития».
Во второй части речи уже с новых позиций рассказал о планах на будущее. В первую очередь он намерен обозначить «дорожную карту» по всем ранее заявленным инициативам и приоритетам развития страны. Потом будущий гарант Конституции обозначил пять основных направлений развития страны. Первое — демографическое. «У нас каждый человек на счету. Мы сейчас столкнулись с демографическим эхом 90-х годов, когда был самый жесткий спад. Крепкая, благополучная семья — это первое, вокруг чего нужно объединиться», - отметил премьер. Вторая задача — это развитие и защита территории страны: «Пространства надо обустроить». Третья - новые качественные рабочие места. «Многие работают на устаревшем оборудовании, за маленькую зарплату, без перспектив. Мы должны дать им другую работу и возможность кормить большую семью. Четвертая по счету, но не по значимости, - построение новой экономики. «Экономика должна быть устойчивой. Мы должны быть готовы к любым внешним шокам. Мир вступил в эпоху турбулентности». Пятая задача - укрепление позиций России в мире через новую интеграцию на евразийском пространстве.
В процессе монолога Путин проговорился об очевидном. Но о самом главном. «В предстоящее десятилетие у нас есть все, чтобы продвинуться вперед», - заявил он во время послания. Хотя, в принципе, публику это не сильно удивило.
Затем Владимир Путин отвечал на вопросы депутатов. Без скандальной ситуации не обошлось — эсерам не понравилось, как Путин ответил на вопрос о голодовке экс-кандидата в мэры Астрахани Олега Шеина, и они демонстративно вышли из зала. А на предложение ограничить пребывание одного человека на посту президента не более двух сроков согласился.
«Я не против не только потому, что это меня касается в меньшей степени. Мы с вами взрослые люди и все понимаем, закон обратной силы не имеет, у меня есть возможность работать сейчас и следующий срок. Но в жизни каждого из нас наступает момент, когда нет необходимости за что-то хвататься и можно и нужно думать о благополучии страны», - отметил наш будущий президент.
«Фонтанка» обратилась к петербургским и федеральным политикам и политологам с вопросами: что нового в послании они услышали? что поразило?
Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Петербурге: «Ничего принципиально нового в послании премьер-министра Владимира Путина я не услышал. Одни общие слова. За исключением отдельных деталей, которые касались бюджетных трат. Путин умело обошел некоторые принципиальные вопросы. В своем долгом выступлении перед депутатами глава правительства и будущий президент не нашел 5 - 10 минут для того, чтобы качественно прокомментировать принципиально важные моменты. Отвечая на вопрос депутатов, Путин заметил, что на Западе уже активно осуществляются разработки сланцевых нефти и газа. Это является серьезным вызовом для России, а потому наши компании должны соответствующим образом реагировать. Путин на первый взгляд прав, что отделался двумя словами и перевел стрелки, потому что, прежде всего, подобные разработки являются вызовом для компаний – они же добывают нефть, а не правительство. Однако на самом деле проблема стоит совсем по-другому. Наше правительство в случае массового использования за рубежом новых технологий столкнется с тем, что рост цен на нефть остановится. А может даже, энергоносители подешевеют. То ли Путин не понимает сути проблемы, то ли сознательно обходит ее, поскольку ответить по существу не смог. Другой пример. Путин справедливо заметил, что по инвестиционному климату Россия находится среди наиболее отстающих стран. И вдруг премьер-министр говорит о том, что наша страна в ближайшем будущем сделает резкий скачок вперед, войдя в число стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса. В реалистичность этого намерения можно было бы поверить, если бы Путин привел хоть какие-то примеры успехов, достигнутых ранее в этом направлении. Что мешало Путину раньше хоть чуть-чуть улучшить инвестиционный климат? За 12 лет здесь можно было бы добиться некоторых успехов. Нет веры в то, что теперь сдвиги в этом направлении внезапно начнутся».
Сергей Шелин, политолог: «Если не считать, что Владимир Путин в послании не отказался от своих предвыборных обещаний, подтвердив их, то ничего нового в выступлении не было. Путин продолжает тешить себя иллюзией, что сможет и впредь управлять экономикой, как делалось до сих пор, опираясь на нефтяные доходы. Премьеру, кстати, задали вопрос, что будет с экономикой страны, если цена на нефть упадет с нынешних 120 долларов за баррель до 70 долларов. ВВП страны в этой ситуации потеряет 7 - 8 процентов. Путин на это сказал, что сценарии, как справиться с подобной проблемой, есть, но умолчал, какие именно. А это самое интересное, потому что затыкать дыру в бюджете за счет привычных бюджетных манипуляций не получится. Лично я сомневаюсь, что команда Путина разработала сценарии, как справиться с проблемой падения нефтегазовых доходов. Не понравилось то, что Путин продолжает использовать в речи свой фирменный стиль – циничные ответы на вопросы. Я про голодающего в Астрахани Олега Шеина. Не думаю, что публика с прежним пониманием относится к таким выступлениям. Не уверен, что людям нравится риторика 90-х. Сейчас все изменилось, люди изменились, а Путин показал, что не изменился. Это создаст проблемы».
Елена Киселева, депутат ЗакСа от фракции «Единая Россия», руководитель общественной приемной Путина в Петербурге: «Для меня радостно, что в послании Путин подтвердил все те направления развития страны и общества, которые были им намечены в авторских статьях, вышедших в прессе перед выборами президента. В том числе идеология – куда обществу двигаться. Если при коммунизме человек стоял на последнем месте, то сегодня декларируется, что человек, семья, самореализация поставлены во главу угла. Это следующий шаг стратегического развития страны. Как чрезвычайно положительный аспект я считаю то, что Путин намерен привлекать к решению важных проблем и задач независимых экспертов. Это он отметил в своем послании. В частности, премьер дважды сказал, что ему важно экспертное мнение в том, что связано с Резервным фондом. Все понимают, что рост зарплат необходим. Так и будет, как сказал Путин, но всем нужно понимать, что для этого необходим рост производства, а людям необходимо больше работать. Не хватило в послании слов о важности развития институтов гражданского общества, профессиональных союзов. Нужно поднять моральный авторитет таких сообществ, чтобы у нас росло еще и гражданское самосознание».
Иван Мельников, депутат коммунистической фракции в Госдуме, первый заместитель председателя федерального парламента: «Это была попытка статистического гипноза, не политический или социально-экономический разбор положения дел, а технико-бюрократический. За пирамидой цифр было не разглядеть груду проблем. Кроме того, у прозвучавших цифр роста и «расцвета» есть двойное дно. Нам говорят, что Резервный фонд вырос за 2011 год на 36 млрд. долларов, а банковские чиновники сообщают, что только за первые два месяца текущего года ушло уже около 30 млрд. долларов. Нам говорят, что улучшается демография, а Росстат - что превышение числа умерших над числом родившихся в январе 2012 года составило 1,2 раза. И этот разговор тезисом на тезис можно вести до бесконечности. Были и совсем неприятные новости. Так, стало ясно, что целый ряд предвыборных обещаний сузится до минимума. Пять тысяч рублей студентам - только нуждающимся и хорошо успевающим. Семь тысяч рублей за третьего ребенка - только в дотационных регионах и только бедным. Приходим к выводу, что блок социальных задач обрежут в классическом кудринском стиле. Если выделять позитивное, то отмечу, к примеру, постановку вопроса о поддержке муниципальной власти с перечислением на этот уровень новых финансовых возможностей. Понимание остроты проблем, связанных с ситуацией в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, предложение вернуться к системе советских преференций. Прямое заимствование из программы КПРФ тезиса о доведении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума».
Александр Кобринский, депутат ЗакСа от фракции «Яблоко»: «Я услышал типичную «единоросовскую» пропаганду. Старые песни о том же самом, что надо вытащить людей из трущоб, улучшить дороги, поднять зарплаты и пенсии, защитить предпринимателей. Назвать это планом развития страны сложно. В очередной раз с экрана телевизора нам нарисовали приятные картины счастливого будущего. То, что происходило сегодня в Госдуме, анонсировалось как отчет правительства о проделанной работе в прошлом году. Ничего подобного не было. Вообще, у меня сложилось ощущение, что премьер зачитал очередной предвыборный текст, смысл которого сводился к тому, что «дайте нам власть, и мы еще лучше сделаем». Эти обещания скорой хорошей жизни мы слышим не один год от Путина и его команды. Непонятно, что им все это время мешало реализовать хоть малую часть из них. Неплохо было бы, если бы премьер сказал, что же не дало прежним планам воплотиться. Курьезно смешным в послании стало предложение Путина о необходимости создать институт прокуроров, которые будут защищать бизнесменов. То есть премьер признался, что правоохранительные органы не справляются со своей задачей. Во-вторых, следуя этой логике, будет не лишним пойти дальше и завести прокуроров для учителей, врачей. Когда Путин сказал про рост зарплат в России и про то, как тяжело живется испанцам, которые страдают от безработицы, мне захотелось плакать. Почему-то премьер не сказал, что в той же Испании человек, который ни разу не работал, получает пособие по безработице, сопоставимое с зарплатой российского профессора».
Ирина Соколова, депутат Госдумы от фракции «Единая Россия», заместитель председателя комитета федерального парламента по вопросам семьи, материнства и детства: «Я по-хорошему потрясена выступлением Владимира Владимировича. Путин продемонстрировал высочайший уровень профессионализма, знание и видение проблем и, самое главное, пути их решения. Впервые сделан акцент на введение системы социальных контрактов для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Государство готово помогать таким семьям, но процесс этот должен быть обоюдным. Семья должна активно работать, чтобы выйти из кризисной ситуации. Также прозвучало, что необходимо открыть социальную сферу для негосударственных и некоммерческих организаций для выполнения социальных заказов. Четко обозначен вопрос о земле. Очевидно, что для того, чтобы строить, нужна земля, но не везде и не всегда она используется эффективно и по назначению. Необходимо изымать ее у неэффективных собственников. Путин обратил внимание на существующий разрыв в уровне жизни – в 16 раз. Его необходимо уменьшать. МРОТ должен сравняться с прожиточным минимумом, хотя это очень сложный вопрос. Для Санкт-Петербурга и крупных городов важной проблемой являются обманутые дольщики. В течение двух лет вопрос необходимо решить».
Собирали мнения и слушали Денис Аксенов и Александра Медведева, "Фонтанка.ру"