Видеокадры, оказавшиеся в распоряжении «Фонтанки», дают понимание об атмосфере в приемном покое Елизаветинской больницы. Два медбрата на протяжении часа унижают пациента. Через несколько дней он умирает от травмы головы. Уже полгода правоохранительные органы оценивают действия персонала и не гарантируют понятного результата. Впечатление от ситуации и реакции на нее властей тягостное.
Указ о переподчинении медвытрезвителей региональным органам здравоохранения был подписан президентом Медведевым в феврале 2010 года. Полностью ликвидированы вытрезвители были к октябрю 2011 года. Такому решению активно сопротивлялось Минздравсоцразвития. Доставка пьяных в наркологические диспансеры или медицинские учреждения была возложена на службу "скорой помощи". Вот и пациента Трофимова доставили на карете "скорой" в Елизаветинскую больницу в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения. Мужчину поместили в блок экзогенной интоксикации, где медбратья Волков и Залюбовский должны были его вымыть, провести дезинфекцию, а затем передать медикам, чтобы те осмотрели его ушиб грудной клетки.
После процедур Трофимова доставили в реанимацию, где он умер через несколько дней. Причиной смерти стала закрытая черепно-мозговая травма.
Эти события относятся к середине ноября 2011 года. Умерший не имел высокого социального статуса, к его смерти не имели отношения сотрудники полиции. Поэтому этот инцидент и не вызвал общественного резонанса (резонанс — от латинского «откликаюсь»). Изначально уголовное дело было возбуждено по части 4 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть человека по неосторожности). В первом квартале 2012 года материалы были переданы по территориальности - из Выборгского района в Калининский, где со временем квалификация была изменена на часть 1 статьи 109 УК (причинение смерти по неосторожности). Основные свидетели по делу - Волков и Залюбовский. Впервые их допросили только в начале апреля этого года. Они же главные фигуры записи камеры видеонаблюдения, которая зафиксировала, как именно медперсонал реагировал на пьяницу.
В распоряжении «Фонтанки» оказалась эта видеозапись. На ней видно, как два молодых человека в медицинской робе привозят Трофимова на каталке в комнату. Ему не помогли слезть (а мужчина был настолько пьян, что не мог держаться на ногах), поэтому почти все время лежал на полу и мало реагировал на происходящее. Персонал периодически и поочередно тычет ему в лицо палкой, раздевает догола. Затем один из молодых людей проверяет карманы его одежды, убирает в свой карман предмет, похожий на мобильный телефон. Выходя из помещения, медицинский сотрудник пинает беспомощно лежащего на полу человека ногой в голову. А вернувшись, некоторое время смотрит, как тот ползает перед ним на коленях. Как заметил один из репортеров нашего издания, когда просмотрел запись: «Что-то в этом есть концлагерное».
(Редакция разместила запись с целью обратить внимание Минздравсоцразвития на то, что с февраля 2010 года пьяные, доставленные в больницы, считаются больными.)
По данным «Фонтанки», Залюбовский и Волков, будучи в статусе свидетелей по уголовному делу, не отрицали, что наносили Трофимову удары палкой, но заверяли, что травма головы у того появилась в результате падения с каталки. Тот, по их версии, ударился о кафель, когда его собирались вести на осмотр.
В следственном отделе по Калининскому району «Фонтанке» сообщили, что официальное обвинение Залюбовскому и Трофимову не предъявлено. Процессуальное решение будет принято до конца апреля, к этому времени истекает срок следствия.
И. о. главного врача Елизаветинской больницы Татьяна Возная в разговоре с «Фонтанкой» не сразу вспомнила, о чем идет речь. Однако, когда корреспондентом была упомянута видеозапись, у врача возникли ассоциации. «Не было такого, чтобы они над ним издевались, и эти действия привели к смерти, - уверенно заявила она. - К смерти его привела большая выпивка, к сожалению. Я видела эти видеозаписи. Больной был пьян, на ногах не держался, его обрабатывали, естественно, так как он на ногах не держался, то после ванны был на полу. Чтобы они проводили те действия, которые причинили ему вред здоровью, я бы не могла сказать, чтобы они ему наносили удары, издевались над ним. Неприятное видео, я с вами соглашусь, с человеческой позиции».
Наречие «неприятно» было использовано и в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» медбратом Иваном Залюбовским. Он по-прежнему работает в Елизаветинской больнице. После того случая ему объявили выговор. «Это не очень приятно, это не очень корректно со стороны смотрится, это ужасно смотрится, - признался он журналисту. - Я осознаю свою ошибку, что я вел себя не столь подобающим образом, как медик. Но мои действия, которые я производил, они, со стопроцентной уверенностью могу сказать, что они не приводили к смерти. Я за свое некорректное отношение к человеку уже получил: от начальства выговор и наказание. Еще один выговор, и я лишусь работы», - сказал нам молодой человек. Напарник Залюбовского Игорь Волков не нашел в себе смелости для разговора. Услышав, о чем идет речь, он заявил, что очень сильно занят, и когда освободится, не знает.
Один из сотрудников уголовного розыска УМВД по Выборгскому району, который изначально принимал участие в установлении причин смерти, так прокомментировал свое отношение: «Если бы это были два полицейских, то уже в конце ноября журналисты опубликовали бы десятки статей, а сотрудники были бы арестованы. Я не за арест санитаров. Я про равенство перед новостями».
P. S. Следственный комитет уже третий год расследует еще одно уголовное дело, также возбужденное в отношении сотрудников СПб ГУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы». По версии следствия, вечером 13 февраля 2009 года в приёмное отделение Елизаветинской больницы был доставлен мужчина, которого поместили в блок для пациентов с экзогенной интоксикацией (отравление). Находясь в санитарной комнате, медицинский брат Игорь Юрков и санитар Станислав Шакуров жестоко избили пациента. От полученных травм мужчина скончался. Дежурного врача Людмилу Ковалеву и врача-анестезиолога-реаниматолога Владимира Березина подозревают в том, что, зная о совершенном преступлении, они внесли заведомо ложные сведения в его медицинскую карту: о якобы произведенных реанимационных мероприятиях, а также искаженные время и дату смерти мужчины. Санитару Юркову также вменяется покушение на убийство женщины-пациентки, а Ковалевой — взятка в размере 7 тысяч рублей.
Юлия Никитина,
Евгений Вышенков,
"Фонтанка.ру"