Повышение стоимости проезда на маршрутках было незаконным – к такому мнению пришла городская прокуратура, указав, что сначала цены должен был утвердить Смольный. Как выяснила «Фонтанка», по новому законодательству город должен будет прописать их вместе с новыми тарифами на социальный транспорт. После этого маршруточники смогут требовать из бюджета многомиллиардные субсидии.
Цены на проезд в маршрутках у ряда крупнейших перевозчиков поднялись в середине апреля до среднего значения в 35 рублей. Однако, как сообщила в четверг 3 мая прокуратура Петербурга, это увеличение было незаконным: как указывает надзорное ведомство, для этого правительство города должно было официально утвердить новые тарифы, чего сделано не было, а значит, вот уже вторую неделю мы платим на пять рублей больше непонятно на каких основаниях.
На первый взгляд, данное решение прокуратуры выглядит странным: уже многие годы Смольный регулирует только тариф на социальном транспорте, в то время как цены на коммерческих маршрутах, как и предписывает теория капитализма, определяются частными перевозчиками. Соответствующая норма до последнего времени была записана в законе «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге». Однако, как выяснила «Фонтанка», недавно она была изменена, причем по представлению все той же прокуратуры.
Весной 2010 года тогдашний прокурор Петербурга Сергей Зайцев направил в ЗакС официальный протест, указав, что, согласно федеральному законодательству, региональные власти должны устанавливать тариф на любые транспортные перевозки, осуществляемые как государственными, так и частными компаниями. В итоге депутаты в конце 2010 года приняли поправки в этот закон, установив, что «на маршрутах регулярных перевозок осуществляется перевозка пассажиров по установленным правительством Петербурга тарифам». Отметим, что под «маршрутами регулярных перевозок» подразумевается как социальный транспорт, так и коммерческий – главное, чтобы данный маршрут входил в утвержденный комитетом по транспорту перечень.
Официально эта поправка вступила в силу с 1 июля 2011 года, и с тех пор ее нормы еще ни разу не применялись: как известно, накануне выборов Смольный решил не повышать тарифы на транспорт, хотя обычно это всегда происходило в конце года. Означает ли это, что перевозчики повысили стоимость проезда на маршрутках незаконно?
Здесь возникает любопытный юридический прецедент: как говорит председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев, большинство действующих договоров между частными компаниями и комитетом по транспорту были заключены в 2010 году, когда Смольный проводил масштабный конкурс на право организации пассажирских перевозок. А так как новая норма, по которой городское правительство должно регулировать все тарифы, еще не действовала, то в договорах прописано, что предприятия вправе устанавливать собственные тарифы на проезд в коммерческом транспорте. Единственная обязанность перевозчиков – уведомить комитет, что и было сделано в конце марта, после чего о грядущем повышении рассказала «Фонтанка». Впрочем, не исключено, что проезд был повышен и на тех маршрутах, право на обслуживание которых компании выиграли уже в 2011 году.
Как сообщает прокуратура, сейчас она еще ведет проверку увеличения цен на проезд, после чего намерена принять меры прокурорского реагирования – например, вынести представление об устранении нарушения. Причем как по отношению к самим перевозчикам, так и к Смольному. Правда, непонятно, приведет ли это к тому, что цены вернутся на уровень начала апреля – ведь перевозчики всегда могут сослаться на договоры, заключенные со Смольным до изменения законодательства. Во всяком случае, пока, по данным «Фонтанки», надзорное ведомство лишь провело встречу с руководством пассажирских компаний, попросив у них представить уведомления, которые они направляли в комитет, а также обоснования повышения цены.
Что касается Смольного, то не совсем понятно, в отношении кого будут выноситься представления. Сейчас тарифы устанавливаются следующим образом: комитет по транспорту готовит свои предложения, а затем направляет к своим коллегам в комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. Там проводится экспертиза данных предложений, результаты которой в итоге направляются непосредственно в правительство, где и готовится постановление о введении новых цен на проезд.
Возможно, пока прокуратура будет разбираться в этом клубке полномочий, Смольный уже наконец определится с новыми тарифами – по некоторым данным, они будут введены с 1 июля, и в этом же документе пропишет и новую стоимость проезда на маршрутках, так что нарушение законодательства будет устранено. Но если надзорное ведомство после этого сможет спать спокойно, то у комитета финансов может возникнуть серьезная головная боль.
Дело в том, что, согласно все тому же закону «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования», перевозчики, которые работают по регулируемому тарифу, вправе рассчитывать на бюджетную субсидию для компенсации своих затрат – в бюджете на 2012 год на эти цели предусмотрено 5,2 млрд рублей. Сейчас город платит субсидию только за работу на социальных маршрутах. Если же Смольный будет регулировать и коммерческий транспорт, то придется предусмотреть в бюджете еще несколько миллиардов и для компенсации расходов маршруточников, если будет признано, что работа на той или иной линии при данном тарифе является убыточной. А оплачивать эти субсидии в конечном счете придется нам – основным налогоплательщикам.
Андрей Захаров,
"Фонтанка.ру"
Поделиться