Действие федерального закона, регулирующего право россиян обращаться в государственные органы и в месячный срок получать ответ, могут распространить на частные компании и даже предпринимателей. Такой законопроект внесен в Госдуму.
В настоящее время информационные права граждан, в том числе потребителей, фактически не защищены. Формально они имеют право требовать от продавцов, банков и иных компаний предусмотренные законом сведения, подавать обращения и претензии, но порядок и срок ответа порой никак не регламентирован. Это позволяет коммерческим структурам самостоятельно придумывать любые правила. Например, Сбербанк России считает возможным рассматривать обращения клиентов в течение не месяца, а 30 рабочих дней, которые к тому же исчисляются с даты не подачи, а регистрации заявления гражданина (которая может занять сколько угодно долгое время).
Причем сам регламент работы с обращениями потребителей является внутренним документом и фактически засекречен.
Внесенный законопроект призван устранить это противоречие. Он предусматривает, что в соответствии с действующим Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» отвечать на письма россиян обязаны не только чиновники государственных и муниципальных органов, но и должностные лица государственных корпораций, общественных организаций, компаний с государственным участием, военных формирований, а также иных субъектов предпринимательской деятельности (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности): «Эти структуры взаимодействуют с большим количеством граждан, которые в большинстве своем выступают слабой, незащищенной стороной», – убеждены авторы законопроекта – группа депутатов Госдумы.
Также предлагается до 15 дней сократить срок рассмотрения обращений, ответы на которые не требуют дополнительного изучения и проведения проверок.
Кроме того, парламентарии указывают на необходимость ужесточения контроля за деятельностью чиновников, игнорирующих законные требования россиян:
«Конституционное право гражданина на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, не обеспеченное контролем за его реализацией и ответственностью, превращается в пустую декларацию, пустой лозунг», – отмечают депутаты в пояснительной записке. Высший надзор за защитой законных интересов граждан по рассмотрению их петиций предлагается делегировать прокуратуре, а чиновников, в том числе руководителей территориальных структур федеральных ведомств, обязать отчитываться о работе с письмами населения на заседаниях региональных парламентов.