Борьба Следственного комитета РФ с декриминализацией 188-й статьи Уголовного кодекса продолжается. После того, как суды отказались рассматривать жалобы бизнесмена Сергея Татаринцева на следователя, «переименовавшего» его обвинение с исключённой статьи на новую, в СК решили привлечь его ещё раз. За якобы совершённое в 2007 году преступление в отношении бизнесмена возбуждено очередное уголовное дело всё по той же 188-й статье — почти через 5 месяцев после того, как она была исключена из УК.
Теперь раздекриминализируем...
В апреле 2012 года следователь Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ Мазуренко возбудил в отношении бывшего снайпера Российской армии Сергея Татаринцева уголовное дело. По мнению следователя, Татаринцев нарушил таможенное законодательство при импорте модного иностранного охотничьего ружья Benelli в июле 2007 года.
Следствие полагает, что данное ружьё ввёз через российско-финскую границу не тот человек, который имел на это специальное разрешение. Якобы, после незаконного пересечения ружьем границы, Сергей Татаринцев передал его законному владельцу. Кроме того, в СК полагают, что на предъявленных при таможенном досмотре документах на Benelli имелись записи, сделанные рукой Татаринцева.
Из всего этого правоохранительные органы делают вывод о том, что Татаринцев осуществил перемещение через границу ружья с «обманным использованием документов» и с недостоверным декларированием.
По мнению следователя Мазуренко, данные действия бизнесмена нарушают часть 2 статьи 188 Уголовного кодекса, которая действовала на момент развития попавших в поле зрения следствия событий. Поэтому 28 апреля 2012 года в отношении Татаринцева было возбуждено уголовное дело по этой самой части 2 статьи 188 УК РФ.
В возбуждении данного уголовного дела не было бы ничего особенного, когда бы ни одно обстоятельство: с 8 декабря 2011 года данная статья вообще исключена из Уголовного кодекса. А незаконные действия при перемещении через границу России оружия описываются в новой статье 226.1.
Почему в Следственном комитете решили применить несуществующую статью, мы не знаем. Но обращает внимание: именно Сергей Татаринцев в начале сего года предпринял активные, в том числе публичные действия, пытаясь заставить Следственный комитет буквально исполнить Федеральный закон № 420-ФЗ, который, в частности, исключил из Уголовного кодекса 188-ю статью.
А сначала переименовали
Эта ситуация вызвала огромный резонанс в бизнес-сообществе. Ведь, после декриминализации «контрабанды» и исключения соответствующей 188-й статьи из российского Уголовного кодекса буквально трактующие законодательство юристы решили: в отношении всех граждан, которых до 8 декабря 2011 года привлекли или пытались привлечь к уголовной ответственности по 188-й статье, уголовное преследование должно быть прекращено.
Но Следственный комитет России в лице Северо-Западного следственного управления на транспорте трактовал это изменение в законодательстве по-другому. По мнению работников данного ведомства, действительно декриминализованной следует считать лишь ту часть бывшей 188-й статьи, которая предусматривала уголовную ответственность за товарную контрабанду. Другие же части этой статьи они стали фактически переименовывать на новые статьи Уголовного кодекса, которые появились в нём с 8 декабря прошлого года: статью 226.1 (определяет уголовную ответственность за контрабанду ядов, отравляющих веществ, всех видов оружия, стратегических ресурсов и даже культурных ценностей) и статью 229.1 (определяет уголовную ответственность за контрабанду наркотиков и прочих психотропных препаратов).
Суды, куда стали поступать жалобы бывших обвиняемых, попросту отказались их рассматривать. Свою позицию российская Фемида мотивировала просто: мол, в вашей ситуации, граждане обвиняемые, ничего не изменилось, кроме номера статьи в УК — так что, говорить о нарушении конституционных прав преждевременно.
Данную позицию судов первой инстанции юристы пытаются оспорить, но тут уж окончательное слово скажет только Верховный суд.
Широкую огласку в связи с этим получила история бывшего снайпера Российской армии Сергея Татаринцева, который занимается импортом иностранного гражданского оружия. Возможно, раздражённый вниманием СМИ и почувствовавший поддержку от судебной системы Следственный комитет решил сделать следующий шаг в борьбе с декриминализацией контрабанды в лице бизнесмена Татаринцева.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»