Проект высокоскоростного железнодорожного сообщения между двумя столицами полностью готов к реализации. Об этом сообщил глава РЖД Владимир Якунин. По расчетам компании, к чемпионату мира по футболу 2018 года пассажиропоток между Петербургом, Москвой, а также Нижним Новгородом, Казанью и Екатеринбургом составит 8,6 млн человек. Время в пути между Северной столицей и Белокаменной, как известно, составит 2,5 часа.
Согласно данным ОАО «РЖД», озвученным Якуниным на заседании общественного совета по развитию железнодорожного транспорта, проект высокоскоростного сообщения между Москвой и Петербургом является единственным из намеченных на ближайшие годы полностью готовых к реализации проектов Российских железных дорог. Предполагается, что тендер на строительство и эксплуатацию скоростной трассы будет объявлен в сентябре этого года. Итоги подведут в 2013-м, а строительство завершится в 2018-м.
За пять лет железнодорожники проложат между двумя столицами 658 км новых рельсов, предназначенных для движения поездов со скоростью 400 км в час. Таким образом, Москва и Петербург станут ближе друг к другу: время в пути сократится с сегодняшних 3 часов 45 минут (на «Сапсане») до 2 часов 30 минут.
Владимир Якунин уверен, что эта ветка станет основным способом доставки фанатов на матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. А совместно с находящейся сейчас в разработке линией между Екатеринбургом, Казанью и Нижним Новгородом привлечет до 8,6 млн пассажиров в год. 6,8 млн пассажиров в год, по подсчетам, будут приходиться именно на поезда между двумя столицами.
По подсчетам РЖД, инвестиции в строительство новой скоростной ветки между Москвой и Петербургом составят 1,125 трлн рублей. 70 процентов, как было решено правительством страны, вложит государственный бюджет, 30 процентов — частный концессионер. Его вложения окупятся субсидиями, которые власти будут выделять во время эксплуатации магистрали за первые 10 лет. На такой срок будет рассчитан контракт, который подпишут со строителями.
Всего в программу развития высокоскоростного сообщения на 2012 - 2020 годы РЖД планирует потратить 2,5 трлн рублей. В компании предполагают, что, доехав быстро из Петербурга до Москвы, пассажиры смогут, также оперативнее, чем сейчас, достичь Ярославля (за 2,5 часа), Минска (6 часов 30 минут), Киева (за 7 часов).
Общая протяженность скоростных линий к 2020 году может достигнуть 4,3 тысячи км. Для сравнения: в Китае к этому моменту должно быть запущено 16 тысяч км высокоскоростных железных дорог.
Отметим, что пока окончательно не решено, куда именно в Петербурге будут приходить высокоскоростные составы. На заседании транспортного совета, который прошел в городе в апреле 2012 года, вице-губернатор Сергей Вязалов заявил, что Московский вокзал не готов принять на себя столь огромный пассажиропоток. Для решения этой проблемы он предложил либо избавить Московский от всего пригородного сообщения, а также некоторых поездов дальнего следования, по возможности замкнув их на Ладожский и Балтийский вокзалы; либо построить новый терминал для приема высокоскоростных поездов. Причем, по мнению Вязалова, этот вокзал должен находиться не в центре Петербурга, а близ одной из периферийных станций метро.
Впрочем, второй вариант по понятным причинам не только более затратный, но и может спровоцировать коллапс в южной части Петербурга. Предполагается, что наиболее эффективный способ встречать новый поезд в городе на Неве будет выбран до осени этого года.
Напомним, что сейчас Петербург является неофициальной столицей скоростного железнодорожного движения. Из Северной столицы курсируют «Сапсаны» до Москвы и «Аллегро» до Хельсинки.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»